8345

Месть отморозка

Братья-близнецы и подумать не могли что из-за плевого обещания попадут в переделку с фатальными последствиями

Месть отморозка

Когда летом прошлого года Тахиржан ХАМУТБЕКОВ, отбывавший условный срок, полосовал ножом на окраине Шымкента своего знакомого, смертельно раненный Хусан ТУРДИЕВ звал на помощь брата-близнеца Хасана. В тот момент того, по версии следствия, мертвой хваткой держали несколько человек. Через полчаса по дороге в неотложку Хусан умер на руках у Хасана. Недавно приговор Шымкентского специализированного суда по уголовным делам отправил убийцу за решетку на 10 лет. Троих подельников Хамутбекова - Айбека РАИМКУЛОВА, Ермека САЛИБЕКОВА и Отабека РАЗМЕТОВА - судья Айжан МЕДЕУБЕКОВА признала невиновными. Их освободили в зале суда.

Близнецам Турдиевым в наследство от отца досталась небольшая семейная ферма. Ребята пахали на ней круглые сутки, а в особо жаркие дни, когда своих рук не хватало, нанимали людей со стороны. Поэтому Хасана не удивило, что к нему за помощью обратился его знакомый Тахиржан Хамутбеков. Мужчина попросил найти ему сезонных рабочих. Хасан пообещал помочь. Через несколько дней Хамутбеков перезвонил, но не Хасану, а Хусану и, не получив желаемого результата, стал поносить его за пустые обещания.

- Тахиржан пригрозил, что за базар спросит, - вспоминает Хасан. - Обматерил Хусана и отключил телефон, а брат-то о моем разговоре вообще ничего не знал. Я перезвонил Тахиржану, хотел объяснить, что Хусан ни при чем. Но он и меня обложил трехэтажным матом и бросил трубку.

24 июня в десятом часу вечера Хамутбеков снова позвонил Турдиевым и потребовал приехать на АЗС, где, как выяснится позже, работает знакомый Хамутбекова Ермек Салибеков. Бросив все дела, близнецы приехали в назначенное место. Морально они были готовы к непростому разговору, но когда увидели в компании людей, стоящих рядом с Хамутбековым, Айбека Раимкулова, расслабились. Айбек был близким другом их двоюродного брата и, как они полагали, мог снизить градус разговора. Этого не произошло. Согласно материалам следствия между Хамутбековым и Хусаном завязалась драка.

- Одновременно с этим Раимкулов ударил меня в челюсть, - в который раз повторяет свои показания, сказанные на следствии и в суде, Хасан Турдиев. - Несколько человек накинулись на меня и стали бить. В какой-то момент я услышал крик Хусана: “Хасан, помоги! У них нож. Они меня режут”. Я пытался вырваться, но трое крепко вцепились в меня. В это время Раимкулов крикнул Хамутбекову: “До конца, убей, режь”.

Потасовка длилась не больше десяти минут. Когда стало понятно, что дело приняло серьезный оборот, вызвали “скорую”. Кстати, об этом позаботился участковый полицейский Медет РАХМЕТОВ, который странным образом оказался на месте разборки с самого ее начала и до финала. По его словам, в тот вечер он был не при исполнении и заехал к школьному другу Ермеку Салибекову.

В этой истории вообще много странностей и вопросов. К примеру, непонятно, как стало возможным, что Рахметов, оказавшийся свидетелем тяжкого преступления, сразу не задержал всех участников - хотя бы до прибытия коллег из РОВД, чтобы те в первые часы после убийства могли получить их показания. Этого не произошло. Хамутбеков почти сутки решал, как быть, и только вечером 25 июня пришел с повинной в участок. Раимкулов сдался в руки правоохранителям еще через несколько дней.

Следствие по делу об убийстве Турдиева длилось почти полгода. Его ход вызывал недовольство у потерпевших. Семья убитого парня была крайне возмущена тем, что общественной защитницей Хамутбекова была признана Ирада РАИМКУЛОВА, которая является женой Отабека Разметова и сестрой Айбека Раимкулова.

- Как общественная защитница эта женщина имела возможность беспрепятственно общаться с Хамутбековым в следственном изоляторе, - говорит адвокат потерпевших Гульвира МЫРЗАХ­МЕТОВА. - Мы полагаем, что благодаря этому у наших оппонентов был хороший шанс корректировать показания подозреваемых и согласовывать их. Только после нашего настойчивого протеста ее лишили статуса общественной защитницы.

К слову, эта женщина сыграла в деле об убийстве Турдиева немалую роль. Ведь именно она раздобыла и предоставила полиции видеозапись с места преступления. Правда, это не оригинал, а переснятое на мобильный телефон видео с монитора компьютера. Женщина оказалась расторопнее следователей, которые в течение двух недель не додумались изъять видео с камер наблюдения АЗС. К тому моменту, когда они решили это сделать, оно было уничтожено владельцами заправки. Зато сохранилось у подозреваемой стороны.

- Предоставленное ими видео сильно порезано, - возмущается сестра погибшего Камола ТУРДИЕВА. - Нет там ни того, как убивали Хусана, ни как избивали Хасана, там только короткий фрагмент, как люди бегают по заправке. И вообще, этот вещдок очень подозрительный. Там за кадром слышно, как во время перезаписи на мобильник эта женщина говорит: “Не переживай, Баха. Мы это вырежем”. Мы настаивали, что такое видео не может быть вещдоком. Однако следователи и судья решили иначе.

Кстати, именно это видео стало одним из доказательств, легших в основу приговора. Сразу же после его оглашения судья Медеубекова объяснила, почему решила отправить за решетку на десять лет Хамутбекова и дала свободу троим его товарищам. Рассказывая, как Хамутбеков убивал Турдиева, вершительница правосудия чуть ли не слово в слово пересказала версию подсудимых.

- Они (Хамутбеков и Хусан Турдиев. - З. М.) начинают бороться, - объяснила судья. - Хамутбеков чувствует острую боль в ноге и видит в руке Хусана нож. Он выхватывает этот нож. Подсудимый говорит, что не помнит, сколько раз он им бил Хусана. Приходит в себя в тот момент, когда свидетель их разнимает. Эти же показания подтверждает и свидетель.

Однако в материалах дела есть заключение судмедэксперта, которое ставит под большое сомнение объяснение Хамутбекова, а после - и судьи о природе ран на теле подсудимого. Так, согласно показаниям Хамутбекова, во время драки с Хусаном Турдиевым он буквально вывернул из рук противника нож. Будь так, считает судмедэксперт Меруерт ЖЕТПИСБАЕВА, порез на ладони Хамутбекова не был бы полосным. А еще экспертиза показала, что раны на теле Хусана Турдиева не могли быть нанесены тем же ножом, которым поранили Хамутбекова. Все это делает версию подсудимого о вырванном ноже и самозащите весьма шаткой, говорят адвокаты. Более того, один из экспертов Ержан АЙНАБЕКОВ заключил, что Хасан был убит двумя ножами. По крайней мере, характер порезов на теле парня и его одежде свидетельствует именно об этом.

В ходе следствия полицейские устроили проверку на поли­графе как подозреваемым, так и Хасану Турдиеву вместе с его свидетелем. Детектор показал, что они говорят чистую правду, а вот показания Хамутбекова, Раимкулова, Салибекова и Разметова позволили умной машине не поверить в их искренность.

Опираясь на результаты многочисленных экспертиз и собранные в ходе следствия материалы, семья погибшего усомнилась в справедливости приговора. Тем более что Уголовный кодекс за вмененную Хамутбекову статью 99 часть 1 “убийство” предполагает от 8 до 15 лет изоляции от общества. Если учесть, что в 2016 году сегодняшний убийца за нанесение тяжких телесных повреждений из хулиганских побуждений уже был приговорен к четырем годам условно и на момент совершения нового преступления срок за прежнее был не погашен, то 10 лет колонии, полученных в совокупности за два тяжких преступления, по мнению потерпевших, выглядят как откровенное издевательство.

- Мы понимаем, что судебная система сегодня взяла курс на гуманизацию, но когда преступнику, на счету которого одна покалеченная жизнь и убийство, дают минимальный срок, это неправильно, - возмущается Камола Турдиева. - Мало того, следствие и мы собрали массу доказательств, свидетельствующих, что это было групповое преступление, однако судья решила иначе.

В то время как вчерашние подсудимые празднуют победу, семья погибшего парня говорит, что правду в Шымкенте они вряд ли найдут. Однако Турдиевы верят, что Верховный суд сможет восстановить справедливость и возмездие свершится.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото из семейного архива ТУРДИЕВЫХ, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее