4057

Птичку - не жалко?

В Восточном Казахстане местные власти ищут способ борьбы с бакланами. Шутка ли: за сезон птицы съедают лимит промыслового лова на Бухтарминском водохранилище! Пока предлагают два варианта: разорять гнезда и травить химическими препаратами.

Птичку - не жалко?

В 2013 году в черте Усть-Каменогорска появились доселе неведомые птицы. Они заселили практически все водоемы в черте города: Иртыш, Ульбу, котлованы в районе Земснарядов. Как оказалось, это большой баклан. Особь, конечно, для Казахстана не экзотическая, но ранее городской среде была чужда. Однако орнитологи тогда не нашли ничего удивительного в том, что эти птицы из отряда пеликано­образных совсем не боятся городской суеты: численность бакланов увеличилась повсеместно. Больше всего специалистов поразило то, что этих пернатых они встречали даже на горном озере в истоках Бухтармы на высоте двух с лишним тысяч метров.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области, рост численности бакланов в Иртышском бассейне наблюдается с 2014 года. Однако официально учет этих пернатых не ведется, специалисты могут назвать лишь приблизительные цифры. Так, в 2015 году насчитывалось около 15 тысяч особей.

Беда в том, что главное лакомство этих родственников пеликанов - это рыба, а делиться с пернатыми уловом люди не хотят.

- Большой баклан способен съедать в сутки до одного килограмма рыбы, - сообщили в управлении природных ресурсов. - За сезон - с середины апреля до конца октября - птица уничтожает до 2900 тонн рыбы, что почти приравнивается к лимиту промыслового лова на Бухтарминском водохранилище. В период нереста большой баклан заклевывает рыбу, которая выходит на мелководье.

К слову, на Иртышский бассейн приходится около 21 процента общего улова республики. На территории области находятся пять крупных водоемов международного значения. Это Зайсан, Иртыш, Бухтарминское, Шульбинское и Усть-Каменогорское водохранилища, в которых водятся лещ, судак, плотва, щука, язь, карась, линь, рипус, налим, сазан.

- Численность большого баклана прогрессирует, птица появилась на притоках Иртыша, на водоемах Маркакольского заповедника, - сообщил заместитель руководителя областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Арман ЕСЕНТАЕВ. - В этой связи становится меньше редких видов рыбы, таких как таймень, ускуч.

В профильном учреждении считают, что большого баклана следует включить в перечень видов животных, которые подлежат регулированию. Для этого потребуется внести поправки в приказ министра сельского хозяйства от 2010 года и разрешить уничтожать баклана при охоте на другие виды животных.

Но судя по всему, наверху не разделяют опасений по поводу неуемной прожорливости бакланов, поэтому местным властям приходится бороться с пернатыми как придется. Так, еще в 2015 году инспекция лесного и охотничьего хозяйства выдала разрешение на разорение гнезд.

- В гнезде находится обычно от трех до семи яиц. Их протыкали, одно оставляли в сохранности, - пояснили в управлении.

Большой баклан, к сожалению, не единственная птица, которая занимается вредительством в Восточном Казахстане. В области многократно возросла численность ворон, галок и грачей.

- Птицы, являясь хищниками, уничтожают всю мелкую живность, - обосновали в управлении природных ресурсов. - После вылета птенцов врановые объединяются в огромные стаи и уничтожают посевы зерновых, подсолнечника, овощей и бахчевых культур. Традиционные методы борьбы с этими птицами - отстрел и разорение гнезд - уже не дают ощутимых результатов, поэтому надо изучить зарубежный опыт борьбы, в том числе применение химических средств.

Довелось мне видеть последствия такой борьбы - хоть и в мелком масштабе. В декабре прошлого года в нескольких селах района Алтай (бывший Зыряновский) произошел падеж голубей. Зрелище, надо сказать, не для слабонерв­ных: под ногами валялись десятки мертвых и агонизирующих птиц. В отделе ветеринарии тогда назвали две возможные причины гибели сизокрылых: сорокаградусный мороз и снижение кормовой базы. Дескать, многие хозяйства исключают доступ голубей к помещениям, где хранятся запасы зерна, подсолнечника. Однако экспертиза показала, что пернатые отравились поваренной солью. Сельчане говорят, что это известный способ избавления от назойливых птах: подсыпать в корм соль, от переизбытка которой в организме они и погибнут.

Это я к тому, что регулировать численность любой живности нужно наиболее гуманным способом.

И это не только мое мнение.

- Люди сами виноваты в том, что бакланов стало больше, а теперь их уничтожать, что ли? - считает орнитолог-фаунист, заведующий научно-исследовательским отделом Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея Сергей СТАРИКОВ. - Нарушен баланс рыбных запасов по всей территории водохранилища, озера Зайсан, Иртыша, рек, озер. Уничтожено большое поголовье рыбы, а мелочи, напротив, развелось гигантское количество. На этом фоне баклан и расплодился.

Сергей Стариков за естественное биорегулирование.

То же самое, по убеждению орнитолога, произошло с грачами. Не только в Восточном Казахстане - по всей стране.

- Нарушился цикл обработки поч­вы. В свое время были заброшены сотни тысяч гектаров пашни. Эти участки стали благоприятной средой для жизнедеятельности саранчи. Помните, как саранча летала стаями? - говорит Сергей Васильевич. - А грачи как раз питаются кубышками, то есть кладками яиц саранчи.

Теперь, когда земли постепенно вернули в сельскохозяйственный оборот, саранчи стало меньше, а численность грачей немного сокращается.

Так и с бакланами: когда в водоемах восстановится баланс крупной рыбы и мелких видов, тогда и численность птиц вернется в норму. Не на разорение гнезд надо силы тратить, а на зарыбление.

- А бакланов и без того уничтожают, - говорит Стариков. - В период охоты, особенно весенней, их нещадно стреляют: тушки валяются по всем берегам.

Елена СУПРУНОВА, фото областного управления природных ресурсов, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее