Не так уж дороги дороги
Сколько будет стоить проезд по платным дорогам близ Алматы и Астаны?
То, что проезд по трем новым трассам: Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай и Астана - Темиртау будет платным, говорили с самого начала. Это один из пунктов реализации государственной программы “Нұрлы жол”, в которой четко указано, что 27 процентов дорог республиканского значения должны быть платными. Автобаны уже сдали в эксплуатацию и их вовсю используют автомобилисты. А совсем скоро им придется привыкать к новым правилам проезда по этим дорогам. Там давно установлены арки контроля, пункты взимания платы и все необходимое оборудование, которое сейчас настраивают.
- С октября все системы, задействованные на этих трассах, начали работать в тестовом режиме, - рассказывает управляющий директор по развитию бизнеса АО “НК “КазАвтоЖол” Рустам ИСАЕВ (на снимке).
- Нюансов, касающихся настройки оборудования, очень много, и мы сейчас их отрабатываем. Все должно функционировать четко, без сбоев и накладок. Пока автомобили беспрепятственно проезжают через наши пункты взимания платы. При этом система фиксирует их номера и классифицирует, разделяя на легковые и грузовые (тарифы на проезд по дороге для них отличаются). Камеры считывают эту информацию, но мы ее никуда не передаем и не производим начисления. Кроме этого мы проверяем, используя служебные машины, как работают купюроприемники и шлагбаумы. Пока никаких проблем нет.
- Когда вы начнете взимать плату?
- Есть приказ “Об использовании автомобильной дороги (участка) общего пользования республиканского значения на платной основе”. Он находится на утверждении в Министерстве по инвестициям и развитию. Там указаны и ставки платы за проезд, и сроки внедрения этой системы. Как только он будет согласован, мы начнем работать. Но могу сказать, что ожидаемая дата запуска - 1 января 2019 года.
- Понятно, что ставки еще не утверждены, но все же теперь можно сказать, сколько может стоить проезд по этим дорогам? Все-таки называли разные цифры.
- Все, конечно, зависит от расстояния, но мы придерживаемся такой формулы для легкового транспорта: один километр - 1 тенге. Но сразу хочу сказать: цифры мы будем округлять для удобства проведения оплаты и выдачи сдачи, чтобы людям не пришлось использовать монеты по 2 или 5 тенге, к примеру. Объясню: расстояние между Алматы и Капшагаем порядка семидесяти километров. Но проезд по этой дороге в одну сторону будет стоить 100 тенге для легковых автомобилей при предоплате и 200 тенге при оплате на пунктах взимания платы. Это дифференцированный тариф, за счет которого мы хотим стимулировать водителей платить заранее. Способов сделать это при помощи различных электронных систем очень много. Все для того, чтобы сократить очереди при проезде через пункты взимания платы, расположенные недалеко от Алматы и Астаны. То есть путь туда и обратно будет стоить 200 или 400 тенге. А что касается грузовых автомобилей, то здесь тариф выше: 5, 10, 15, 20 или 25 тенге за один километр по мере увеличения тоннажа.
- Получается, что проезд через арку по автобану Алматы - Капшагай, которая установлена в районе поселка Заречного, не будет иметь никакого значения?
- Почему же? Она будет контролировать проезд по этой дороге. Эта трасса - одна зона для оплаты, проезд по которой стоит 100 тенге. Но если автомобиль заезжает на нее не со стороны Алматы, где есть пункт взимания платы, а из Капшагая, где его нет, он все равно пересечет арку. Система зафиксирует номер машины, и за проезд в любом случае нужно будет заплатить названную сумму, даже если водитель свернет с трассы и не доедет до Алматы.
- А как водитель оплатит, если он не доехал до пункта, на котором стоят терминалы?
- Сумму начисления ему могут отправить по почте. Погасить ее можно, используя безналичные способы оплаты и платежные терминалы на пункте взимания платы, но уже в следующий раз (если человек часто бывает на этой трассе). Мы даем семь дней на то, чтобы погасить долг. Только после этого начисляется штраф за несвоевременную оплату - 5 МРП для легковых машин, 10 МРП - для грузовых.
- Трасса Алматы - Хоргос более длинная. Как нужно будет платить за проезд по ней?
- Да, ее протяженность около 300 километров. Но принцип будет таким же: 100 тенге - сто километров. с легковых машин по предоплате - 300 тенге, на пунктах взимания платы - 600 тенге. На автобане установлено шесть арок контроля. Начисления будут зависеть от расстояния между ними и опять же округляться. Получается, что можно будет заплатить за проезд по зонам меньше чем 300 или 600 тенге (в зависимости от количества пересеченных арок). Ведь не все едут из Алматы в Хоргос, многим нужно в поселки, расположенные вдоль этой дороги. Проезд по трассе Астана - Темиртау будет стоить по предоплате 200 тенге, 400 - при оплате на пунктах. Сразу хочу сказать, что терминалы, установленные на них, принимают монеты 50 и 100 тенге, купюры 200, 500, 1000, 2000 и 5000 тенге и выдают сдачу. Поэтому сложностей с оплатой быть не должно. Но все же выгоднее делать это заранее.
- Сколько будет стоить абонемент для местных жителей?
- 1000 тенге, действовать он будет в течение года. Получить его могут только владельцы автомобилей, зарегистрированных в прилегающих к трассе населенных пунктах. Если гражданин живет в одном из них, но машина стоит на учете в другом месте, придется платить за проезд на общих основаниях. Оформлять абонементы будут на пунктах взимания платы. Туда нужно будет прийти, предоставить информацию о номере машины и после проверки получить rfid-метку (специальная наклейка, при помощи которой происходит автоматическое распознавание объекта. - О. А.).
Мы понимаем, что могут возникнуть проблемы с количеством людей, желающих получить абонемент для проезда по трассе Алматы - Капшагай. На то, чтобы проверить все машины, понадобится какое-то время, возможно, с первых дней возникнет ажиотаж. Мы постараемся минимизировать возможные неудобства. Но начать оформлять их заранее мы не можем до тех пор, пока не будет утвержден приказ по платной дороге.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Интенсивность движения (в среднем за сутки):
Алматы - Капшагай - 17 000 автомобилей
Астана - Темиртау - 12 000 автомобилей
Алматы - Хоргос - (на отрезках близ Алматы 17- 20 тысяч автомобилей), в районе Хоргоса - порядка 3,5 тысячи.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Рустама ИСАЕВА, Алматы