7096

Доигрались в “монопольку”

Тарифы на теплоэнергию в Алматы завышены в 15 раз, уверена инженер-технолог Сара Нурдубаева, выигравшая суд у монополиста

     Экспертное мнение специалиста Сары НУРДУБАЕВОЙ (на снимке) наглядно демонстрирует ее собственная история. Бойкой 85-летней женщине удалось отстоять свои права потребителя после того, как основной поставщик тепловой энергии южной столицы - ТОО “Алматинские тепловые сети” - подал на нее в суд. Дело в том, что Сара Абишевна платила за тепловую энергию по предельным тарифам республиканского антимонопольного комитета, потому как посчитала, что местный монополист заметно накручивает цены. 

При этом департамент антимонопольного комитета Алматы явно был в курсе - ведь не может поставщик комуслуг взимать деньги, пока тариф не утвердит городской орган власти.
Представив на суде свои расчеты оплаты, пенсионерка добилась справедливости: тепловая компания отозвала свой иск и аннулировала долг.

А Нурдубаева оказалась пророком в своем отечестве: на днях прокуратура Алматы выявила, что ТОО “Алматинские тепловые сети” действительно необоснованно начислило потребителям оплату - в размере 1,1 миллиарда тенге!
Так почему местные поставщики тепла завышают цены? Сами они нередко объясняют необходимость роста тарифа удорожанием услуг его составляющих: производство тепла, транспортировка, распределение, обслуживание, потери. Часть правды в этом действительно есть - причиной роста тарифа часто становятся потери тепла при его транспортировке, возникающие из-за устаревшего и изношенного оборудования. Схематично это можно представить так: дешевое/устаревшее оборудование - высокие потери тепла - возмещение потерь тепловыми предприятиями - рост тарифов.
Однако необходимые затраты на само производство - миф, утверждает Нурдубаева. Потому что тепловики выдают продукт вторичного использования - отработанный пар - за вновь произведенный продукт.
- У ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 пять теплофикационных турбин. Они используют остаточное тепло отработавшего пара после выработки электроэнергии. То есть тепловая энергия - это вторичный энергоресурс, - пояснила Сара Абишевна. - Получается, что на ТЭЦ есть утилизация вторичного энергоресурса, и этот псевдопродукт преподносят нам как первичный! А производство этого остаточного тепла в тарифе составляет 70 процентов! Почему мы должны платить дважды за тепло, ведь нам уже закладывают его в тарифе за электричество?! Сам антимонопольный комитет всегда утверждал тариф только на два продукта производства ТЭЦ: тариф на 1 кВт-ч и тариф на 1 тонну горячей воды, догретой остаточным теплом отработавшего пара. Получается, что тариф, по моим подсчетам, завышен в 15 раз.
Еще одна статья доходов монополистов - установленная абстрактная норма расхода тепла: 0,153 Гкал за 1 квадратный метр жилья в год. Однако, как утверждает Нурдубаева, ни власти, ни монополисты не учитывают один важный фактор: эта норма рассчитана для определенных типовых кирпичных домов, а для домов индивидуального проекта, которых сейчас полно в Алматы, она никак не подходит. То есть для каждого типа дома должна быть своя норма тепла, учитывающая все особенности строения здания - его материалы, теплопроводность, этажность и прочее.
Не секрет, что в Алматы самый высокий по Казахстану тариф на отопление, несмотря на то, что это вообще-то южный регион, а значит, и затрат на тепло должно быть куда меньше, чем на севере страны.
- В Усть-Каменогорске продолжительность отопительного сезона 204 дня, расчетная температура сезона - 39 градусов, стоимость 1 Гкал тепловой энергии - 3 749,69 тенге за гигакалорию (без общедомового учета тепла). В Алматы в среднем продолжительность отопительного сезона 167 дней, расчетная температура - 25 градусов, при этом тариф за 1 гигакалорию тепла - 8241,95 тенге. Почувствуйте разницу… - подсчитала Сара Абишевна.
В январе этого года наша редакция решила выяснить, почему же так сложилось, однако ответ антимонопольного комитета не внес ясности. Ведомство объяснило разницу в тарифах разными видами топлива: на севере основной вид топлива - уголь и мазут, а у нас в Алматы - газ, причем 99%! Но как это возможно, если самая мощная ТЭЦ-2 в Алматы, обеспечивающая 20 предприятий и 7 тысяч общественных зданий и жилых домов, полностью еще работает на угле? (см. “Тарифный подогрев”, “Время” от 27.1.2018 г.). Какая-то несостыковка выходит…
- Сейчас в процессе формирования тарифов на комуслуги участвуют две стороны - монополисты, подающие заявки на повышение цен, и антимонопольный комитет, который утверждает их или отказывает в этом. Однако никак не заявлены тут сами потребители - основной источник дохода монополиста. Законодательством предусмотрена процедура публичных слушаний, которая должна проводиться перед каждым изменением тарифа, но сегодня они проводятся чисто для галочки. Периодически хожу на эти слушания и я. Однако слушают там только прикормленных экспертов, заинтересованных в повышении тарифов и извлечении прибыли от потребителей, - вздыхает пенсионерка.

ДОСЛОВНО

Президент Республики Казахстан Нурсултан НАЗАРБАЕВ:
- Проверка выявила ущерб населению со стороны энергопередающих компаний на сумму 14 млрд. тенге. Выявлен незаконный доход энергоснабжающих организаций на сумму 15 млрд. тенге. В итоге вместо того чтобы снизить затраты населения по этим пунктам расходов, смотрите, что происходит. Или это сознательное противостояние Посланию президента, чтобы принизить его, или головотяпство, которое происходит в результате безответственности, непонимания своей роли и ответственности. И то и другое я считаю преступлением...
- Расходы по услугам ЖКХ, включая плату за тепло, электроэнергию, занимают значительную долю общих расходов населения на жизнь. Чем выше тарифы, тем больше нагрузка на семейный бюджет...
- Деньги должны работать на развитие нашей экономики. Принимая каждый раз решение о повышении тарифов, в первую очередь нужно учитывать платежеспособность населения. Публичное обсуждение всех планируемых тарифов или не проводится вовсе, или сводится к формализму. Вот у них там тарифы такие, вот у нас... Это не объяснение. Надо посмотреть, что у нас конкретно. Как живет человек и какие у него способности оплачивать. Необходимо изменить действующий механизм согласования тарифов и предусмотреть привлечение к широкому обсуждению общественность, НПО, СМИ.
Сказано на заседании Совета безопасности 7 ноября 2018 года.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С начала года по Казахстану поднялись цены на коммунальные услуги:
холодная вода - на 4,2%,
электроэнергия и центральное отопление - на 3,5%,
газоснабжение - на 2,8%,
вывоз твердых бытовых отходов - на 12,6%,
содержание жилья - на 2,3%.
По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики.

КСТАТИ

 По информации Генеральной прокуратуры, многие электростанции страны долгое время работали по необоснованным тарифам, приведшим к росту цен на электроэнергию для потребителей. “Завышали тарифы энергопередающие и снабжающие организации, что позволило им извлечь доход в размере 29 миллиардов тенге. К примеру, “Астанаэнергосбыт” при формировании тарифа указал, что будет приобретать электроэнергию по одной цене, а фактически покупал ее в два раза дешевле. В результате с жителей столицы излишне взыскано 2,6 миллиарда тенге”, - сообщается на официальном ресурсе ведомства.


Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть