Разделяй и властвуй
Бухгалтера нужно вывести из-под подчинения председателя КСК-ОСИ, считает эксперт Владимир Пермин
За 21 год существования действующего законодательства о жилищных отношениях к нему не было принято ни одного нормативно-правового акта (НПА), которые позволили бы эффективно отрегулировать отношения между всеми участниками сектора ЖКХ & КСК. Этой, мягко говоря, оплошности намерены избежать авторы апгрейда пакета поправок в профильные законы: к представленному мажилису законопроекту, призванному усовершенствовать отношения в жилищно-коммунальной сфере, они предлагают разработать сразу аж 15 НПА. Тем не менее член рабочей группы по подготовке документа Владимир ПЕРМИН (на снимке) утверждает, что среди предлагаемых подзаконных актов нет основополагающих.
Законопроект под длинным названием “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” Министерство по инвестициям и развитию подготовило еще в декабре прошлого года. С того момента продолжают поступать предложения экспертов, как его улучшить. В октябре в парламенте даже сформировали рабочую группу из 55 человек, которая должна отшлифовать закон до его принятия - рассмотреть все поступающие критические замечания и предложения.
“Время” в предыдущих номерах раскрыло основные положения указанного законопроекта, поэтому, думается, нет смысла повторяться. А недавно мы в ответ на наш запрос получили из Мининвестразвития перечень НПА (см. “В ваше досье” на этой стр.), который предлагается утвердить в пакете с основным документом. И в последующих номерах газеты мы постараемся рассказать о содержании этих актов. Между тем председатель добровольного общества защиты прав нанимателей Владимир Пермин, входивший в рабочую группу по разработке законопроекта, полагает: среди этих НПА нет… основного. (Кстати, именно этот эксперт два года назад со страниц нашей газеты заявлял о необходимости принятия НПА к действующему закону о жилищных отношениях (см. “А курить меньше не пробовали?”, “Время” от 25.10.2016 г.).
- Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своем Послании народу поручил покончить с бардаком в ЖКХ и КСК. А причина этого бардака, которая и порождает многочисленные жалобы жильцов многоэтажек, в том, что собственник квартиры не может влиять на председателя своего кооператива. Предлагаемая перемена названий - с КСК на ОСИ (объединение собственников имущества) - не изменит ситуацию, а старший по дому в будущем ОСИ может взять на себя роль нынешнего председателя КСК. И получится старый КСК в миниатюре - с теми же самыми проблемами, хоть и с новой аббревиатурой, - делится с “Временем” своим мнением Владимир Пермин. - В обновленном профильном законе нужно предусмотреть условия для собственников квартир, которые позволяли бы влиять на председателей ОСИ или старших по дому, чтобы те не просто прислушивались, а выполняли волю владельцев жилья. Эти условия следует заложить в нормативно-правовые подзаконные акты. В рамках этих НПА я предлагал - и до сих пор на этом настаиваю - разработать единые правила регулирования жилищных отношений, которые бы регламентировали, определяли именно взаимоотношения между собственниками квартир (услугополучатели) и теми, кто оказывает услуги по эксплуатации жилого фонда (услугодатели).
От себя заметим, что вообще-то и сейчас собственники квартир имеют право создавать и утверждать на общем собрании свой устав, свои внутренние правила (если они, конечно, не противоречат законодательству). Однако сегодня этим механизмом управления пользуются крайне редко, потому как никто не хочет заморачиваться - здесь очень много субъективного фактора и многое, если не все, зависит от желания, настроения и свободного времени людей.
- Давайте представим: я как собственник квартиры на общем собрании ОСИ предлагаю поставить бухгалтера под отчетность не председателя, а инициативной группы жильцов и ревизионной комиссии. То есть решение о принятии на работу бухгалтера, его увольнение, все операции по деньгам могут происходить только с согласия этого правления и ревизионной комиссии. Председатель объединения не будет иметь права его уволить или дать ему единоличную команду списать деньги со счета, - моделирует ситуацию эксперт. - А чтобы бухгалтер как положено выполнял свою работу, мы разрабатываем правила списания и распоряжения средств, в которых прописываем, какие подписи и печати должны быть, например, в смете. И если нет нужной подписи или печати, то бухгалтер не вправе проводить какие-либо финансовые операции. В такой ситуации бухгалтер разве будет нарушать требования закона в угоду председателю? Конечно нет. Устав кооператива или объединения жильцов имеет законодательную силу, и поэтому такими внутренними документами мы уводим бухгалтера от зависимости от председателя ОСИ. Но в пакете с предлагаемым законопроектом нет, к сожалению, такого НПА, который позволял бы “разруливать” подобные ситуации. Те, что предлагает МИР, слишком размыты и неконкретны.
Предлагал я разработать и типовой договор на управление жилым фондом, в котором обязательно учитывалась бы материальная ответственность должностного лица. Не справляется со своими обязанностями управдом, старший по дому, управляющая компания - договор расторгается на правовой основе. Однако в рабочей группе меня, увы, не поддержали. Видимо, никто не хочет брать на себя ответственность, тем более материальную.
В новом законопроекте нигде не оговаривается соответствующая его статусу ответственность руководителя ОСИ - как будто он всегда согласен с мнением жильцов, - поясняет свою мысль Пермин. - Вот и получается, что общие проблемы нынешних КСК и собственников квартир есть только до собрания жильцов. И в подавляющем большинстве собрания принимают обобщенные, обтекаемые решения. Как только оно проходит, проблемы решает руководитель кооператива - как ему хочется и как ему вздумается. Хорошо если он порядочный человек. А если нет - пиши пропало. Отсюда - от субъективизма и безграничного влияния человеческого фактора - все беды и жалобы жильцов многоэтажек.
В ваше досье
Нормативно-правовые акты, которые МИР предлагает к обновляемому законодательству о жилищных отношениях
“В реализацию законопроекта будут разработаны (внесены изменения и дополнения) следующие подзаконные акты:
1. Правила принятия участниками объединения собственников имущества и простого товарищества решений, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией многоквартирного жилого дома, включающие в том числе типовые формы протоколов и договоров.
2. Методика расчета сметы расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, включая методику расчета минимального размера эксплуатационных расходов.
3. Типовое положение о жилищной инспекции.
4. Типовые формы договоров между простым товариществом или органом управления объединение собственников имущества с субъектами сервисной деятельности и/или управляющей компанией, а также типовой контракт с наемным физическим лицом как органом управления объединения собственников имущества.
5. Правила содержания общего имущества многоквартирного жилого дома.
6. Перечень жилищно-коммунальных услуг и правила их предоставления.
7. Правила оплаты паевых взносов в жилищно-строительный кооператив с типовой формой договора паевого взноса в жилищно-строительный кооператив.
8. Типовые уставы объединения собственников имущества и жилищно-строительного кооператива и формы ежемесячного отчета по управлению многоквартирным жилым домом.
9. Правила регистрации местными исполнительными органами договоров паевого взноса в жилищно-строительный кооператив.
10. Формирование и функционирование единой информационной системы жилищного фонда и жилищно-коммунальной сферы.
11. Формы проверочных листов и критерии оценки степени риска по госконтролю в сфере управления жилищным фондом, газа и газоснабжения и надзор в области промышленной безопасности.
12. Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности по управлению многоквартирным жилым домом.
13. Типовой договор найма (аренды) жилища.
14. Программа обучения и порядок выдачи сертификата на исполнение функций по управлению и обслуживанию многоквартирного жилого дома.
15. Единый порядок осуществления государственного учета жилищного фонда Республики Казахстан”.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы