3647

Частное определение

     В Министерстве образования обещают, что обучение в частных школах страны станет доступнее: государство будет платить таким учебным заведениям за каждого ребенка.

В Алматы презентовали механизм подушевого финансирования для поддержки частных школ. Минобр осознанно идет на такой шаг, чтобы сделать эту сферу более привлекательной для инвесторов, которые в итоге построят новые учебные заведения. Это не благотворительность или щедрость со стороны государства, а один из способов решить задачи, поставленные в программе инфраструктурного развития “Нұрлы жол”. В стране по-прежнему не хватает общеобразовательных школ, а проблема их переполненности и трехсменки осталась даже после того, как было построено 108 (с перевыполнением, кстати, изначального плана) новых. И все из-за бурного роста рождаемости и миграционных процессов. Решать задачи проще сообща, вот и привлекают к их строительству частников.
- Я назову несколько цифр: 198 237 - таким был дефицит ученических мест на начало этого учебного года (в Алматы он составлял порядка 15,5 тысячи). При этом в стране 128 трехсменных школ. Думаю, очевидно, что нам нужно строить новые, - заявила на встрече вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА (которая специально прилетела в южную столицу, чтобы рассказать бизнесменам о плюсах подушевого финансирования).

- Сейчас в Казахстане действуют 122 частные школы, 55 из них в Алматы (причем их количество увеличивается очень быстро: весной их было 44. - О. А.), и сейчас заявку на строительство подали 12 инвесторов, думаю, порядка 20 школ будет построено в ближайшее время. В Шымкенте (больше всего переполненных школ как раз в Алматы, Астане и на юге страны. - О. А.) есть заявка на 10 частных учебных, а нужно 30. Мы надеемся, что это только начало. В Астане определено порядка 80 земельных участков, которые акимат планирует выделить как раз под строительство школ и детских садов. Поэтому мы ждем инвесторов и пытаемся создать для них наиболее выгодные условия.
Думаю, что термин “подушевое финансирование” расшифровывать не надо: школа получает деньги за каждого ученика, а не какую-то фиксированную сумму, как сейчас, не зависящую от популярности учебного заведения. Что предлагают в Минобре, чтобы привлечь частников? Ежегодно на одного ученика будут выделять в среднем 235 тысяч тенге, эта сумма - определенный бонус для родителей. Допустим, обучение в частной школе стоит миллион тенге в год, отнимайте от нее те деньги, которые выделяет государство. Правда, оставшуюся сумму придется доплачивать самим, и лимитов здесь никаких нет: Минобр не может ограничивать ценник в таких школах какой-то определенной суммой. Помимо этого есть ряд любопытных нововведений. Например, в Алматы могут разрешить не строить новые школы, а реконструировать под них существующие здания.
- В городе нет свободной земли, но есть здания, в которых после переоборудования можно было бы разместить частные школы, - пояснила Асылова. - Для этого мы внесли изменения в СанПИНы, работаем над нормативными документами. Реконструкцию действующих объектов можно будет делать только в Алматы, во всех остальных регионах нет такой острой проблемы с землей.

При этом в мегаполисе можно будет строить школы до четырех этажей, а во всех остальных регионах до пяти, при строительстве жилых зданий размещать их на первых и вторых этажах, при этом при наличии договоров со специализированными организациями в них может не быть столовой, пищеблока и медкабинета.
Честно скажу, вот этот момент меня озадачил больше всего. Поэтому я спросила Бибигуль Амангельдиновну:
- Детям будут привозить еду в школу?
- Да, школы заключают долгосрочные договоры с пищевыми комбинатами, которые доставляют еду. Мы все родители. Мои дети тоже учатся в школе и часто не едят то, что готовят в их столовой. К этой сфере вообще очень много вопросов. Астана, например, сейчас идет по такому пути: там будут действовать большие комбинаты питания, откуда еда будет доставляться в школы. Нормы питания какими были, такими и останутся - здесь нет никаких послаблений. И то же самое касается медицинского персонала в школах: есть договор, согласно которому туда приходит врач и проводит все необходимые процедуры.
- Частные школы и в Алматы, и в Астане - это дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь немногие родители. В год вы будете выплачивать за ребенка 235 тысяч тенге. Эта сумма не покрывает полностью стоимость обучения в таких школах - оставшуюся придется доплачивать родителям. Но если обучение стоит, допустим, полтора миллиона тенге в год, деньги, полученные в рамках подушевого финансирования, вряд ли существенно повлияют на доступность такого образования. Да, для кого-то это станет приятным бонусом, но у них и так есть деньги, а как же остальные?
- Да, есть дорогие школы, о которых вы говорите. Но в регионах есть учебные заведения, обучение в которых стоит 350-400 тысяч тенге в год. В Астане, кстати, тоже появился сегмент средних по стоимости школ, которые держатся как раз в том ценовом диапазоне, который я назвала. Внедрение поду­шевого финансирования будет развивать рынок образовательных услуг, это расширит доступ к частным школам. Нужно учитывать и такой момент: сейчас дети помимо уроков посещают различные кружки или дополнительные занятия - это тоже деньги. А подушевое финансирование даст возможность открываться школам, которые будут совмещать и госстандарт, и этот дополнительный пакет услуг. И цены в них будут зависеть от возможностей родителей. Это как частные сады, которые строились по программе “Балапан”: есть и дорогие, и вполне доступные. Аналогично будет и в ситуации со школами. Ведь внедрение подушевого финансирования будет развивать конкуренцию и в частном, и в государственном секторе. Школы будут заинтересованы в привлечении детей.
- Каким образом вы планируете разгрузить школы?
- За три года в стране должно открыться около 40 частных школ, в среднем на тысячу мест каждая - это сорок тысяч детей. Мне, как вице-министру, часто задают вопрос: а не снизится ли качество образования? Но ведь вопросы лицензирования и наши требования к нему остаются прежними. И здесь можно привести аналогию с частными вузами. Их у нас порядка 60 процентов от общего числа и часть из них - в топе. Поэтому нельзя говорить, что частные учебные заведения - это плохо, а государственные - хорошо.
Сейчас пилотный проект поду­шевого финансирования действует в 38 школах в разных регионах Казахстана. С 1 сентября 2019 года по такой схеме начнут работать все общеобразовательные учреждения Алматы и Шымкента, с 2020 года это будет распространено повсеместно. То есть нововведения коснутся практически каждого из нас - дети или внуки-школьники есть у большинства.

Оксана АКУЛОВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть