Нет Марини в своём отечестве?
Как оценивают завершившуюся в Алматы реконструкцию улиц европейские эксперты и что по этому поводу думают горожане
Безусловно, самым значимым событием для Алматы на уходящей неделе была рабочая поездка президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА, которому показали отремонтированные проспекты Назарбаева и Абая. Как и в прошлом году, это, по сути, стало знаком для всех горожан: большинство работ завершены, и любой теперь может оценить, ради чего приходилось все лето скакать по перекопанным улицам, как лошади по пампасам.
Недоделок, как и откровенных косяков (простите за сленг, но более подходящего слова не подберешь), предостаточно. И теперь Алматы будто располневшая барышня, которая к торжественной дате судорожно ищет в шкафу платье, скрывающее все недостатки и выгодно подчеркивающее достоинства, может выдохнуть. А рабочие будут докладывать плитку, допиливать бордюры, достраивать-благоустраивать. Короче, доводить все до ума. В общем, ничего нового, все, как в прошлом году.
Мне нравится концепция “Город для людей, а не для машин”. Бесспорно, Алматы должен меняться и становиться более дружелюбным для всех жителей. Но я не могу спокойно смотреть на откровенную халтуру при проведении работ и спешку, с которой она происходит. Отсюда - тротуарная плитка, которая местами проваливается (не сквозь землю же, можно и переложить!), разваливающиеся на глазах новые бордюры и - мантра: “подрядчик дает двухлетнюю гарантию на свою работу, и переделывать все они будут за свой счет”. Я не единожды спрашивала у представителей акимата, ответственных за реконструкцию, да и у некоторых подрядчиков тоже: куда торопимся? зачем? Но у них свои даты и резон.
Эти же вопросы я задала директору компании Gehl Architects Рикардо МАРИНИ, который тоже был в Алматы на этой неделе. Это тот самый человек, который вместе с уже не нуждающимся в особых представлениях Яном ГЕЙЛОМ в 2014 году презентовал городским властям концепцию “Город для людей, а не для машин”. Теперь Марини бывает в южной столице пару раз в год и каждый раз первым делом идет гулять по алматинским улицам.
Он, конечно, отметил, что за эти четыре года многие из тех улиц, на которые они с г-н Гейлом обращали внимание, изменились невероятно. И, разумеется, в лучшую сторону. Но несколько раз повторил, что та концепция, которую представлял Гейл, - это лишь ряд идей и предложений, а не какие-то конкретные проекты, которые в итоге были реализованы в городе - их-то как раз претворяли в жизнь местные компании под чутким руководством и с одобрения алматинского акимата. Вроде как “мы посоветовали, а вы (власти то есть) сами решили, что и как с этим делать”.
- Рикардо, у горожан, которые в большинстве своем рады переменам, много претензий к качеству проводимых работ. Это сильно портит общее впечатление. Что вы скажете по этому поводу?
- Я давал властям очень много комментариев по поводу того, что все происходит слишком быстро, - ответил Марини. - Говорил и о проблемах с качеством. Эти вещи взаимосвязаны. Количество работ, которые происходят, невероятно. Невозможно поддерживать качество в таком масштабе. Когда я гулял, обратил внимание на тротуарную плитку. Видимо, ее укладывают люди разной квалификации: сначала все нормально, а через 50 метров - не очень. Но все равно с 2014 года стало меньше ступенек, ям на тротуарах, больше спусков для колясок и инвалидов. Но проблем все равно много.
- Сколько времени нужно на то, чтобы реализовать проект качественно? У нас, как вы уже убедились, на это может уйти четыре-пять месяцев, а то и меньше.
- В Великобритании или Дании за это время даже не успеют подготовить проект. Хотя в Москве была примерно такая же ситуация, как в Алматы. Они могут пропускать какие-то шаги, которые должны быть, например консультации. Конечно, есть и объективные моменты - проблема относительна. Но лично для меня позитивные изменения в Алматы, которые я вижу, намного перевешивают те проблемы, которые есть. Но я приезжаю сюда к вам два-три раза в год на 5-10 дней, поэтому, можно сказать, ничего не знаю.
Было интересно послушать тех, кто знает все - горожан, пришедших на встречу с Рикардо Марини. По вопросам, которые они задавали, можно было понять, где наболело. Несколько раз всплывала тема: почему, когда что-то меняют в городе, не спрашивают тех, кто здесь живет? Автомобилистов волновало, почему нужно делать хорошо одним за счет других (это про повсеместное сокращение парковок) и не нарушает ли это права тех, кому в итоге плохо. Тут ответ был однозначным: машины не должны быть главными участниками движения - придется привыкать.
Велосипедисты интересовались, что делать с мамочками, которые предпочитают катить коляски с детьми не по тротуару, а по велодорожке. Марини сказал, что для этого нужно расширять и первые, и вторые за счет автомобильных дорог (кому-то тогда станет, наверное, еще хуже).
А пешеходы хотели услышать, как одностороннее движение авто на улицах, которое с таким рвением стали внедрять в Алматы, может повлиять на городское пространство. Тут я Марини процитирую:
- Односторонние улицы делают более эффективным только движение автотранспорта. На них увеличивается скорость, становится труднее переходить через дорогу, сокращается видимость для самих водителей. Если кто-то скажет, что это сделано для того, чтобы Алматы было лучше, можете отправлять их всех ко мне. Лучше будет для автомобилей.
А еще боремся за звание города для людей, а не для машин. Консультантов приглашаем.
Еще один краеугольный камень реконструкции по-алматински - несогласованность и непоследовательность действий, отсутствие четкой и понятной стратегии действий. Название концепции власти выучили хорошо и повторяют ее при любом удобном случае, но, видимо, не до конца понимают, что она складывается из множества составляющих.
- Нам удалось поработать с двумя акимами (Ахметжаном ЕСИМОВЫМ, которому изначально презентовали концепцию, и Бауыржаном БАЙБЕКОМ, который пытается ее сегодня реализовать. - О. А.). Мы говорили и тому, и другому о том, что у различных управлений в городе нет коммуникаций между собой, - отметил Марини. - Им нужно работать вместе, чтобы не было такого, когда в одном районе или сфере делают одно, а в другой - другое, и все это стратегически не взаимосвязано. Подход должен быть всеобъемлющим, иначе возникнут какие-то проблемы и деньги будут потрачены впустую. Поэтому реальность порой может разочаровывать. Те системы управления, которые есть сейчас, пытаются быть эффективными лишь в одном измерении. Но так быть не должно: построишь дорогу, и, может быть, получится так, что из-за этого испортишь парк; улучшишь парк - нарушишь канализационную систему.
- Рикардо, вам нравится решение выложить тротуары плиткой?
- Не важно, нравится мне что-то или нет. Другое дело, подходит ли это городу. Хватает ли денег на это и навыка, чтобы хорошо это сделать.
- Соответствует ли увиденное в Алматы вашим ожиданиям?
- Это несправедливый вопрос. Превосходит в одном смысле. А в другом... Позволять сделать такой проект, чтобы на велодорожках были барьеры в виде деревьев, которые растут на пути велосипедистов, - это все равно, что взять и сжечь деньги.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы