2858

На учёбу - в новый класс

Сколько школ и детских садов открыли в Казахстане за последние несколько лет, удалось ли решить проблемы трехсменки и сколько готово платить государство частным школам?

Развитие инфраструктуры сферы образования - одна из задач государственной программы инфраструктурного развития “Нұрлы жол”. Реализуется она с 2015 года, и сейчас уже можно подвести некоторые итоги, посмотреть, какие проблемы за это время удалось решить, а над чем еще предстоит поработать. Самый показательный пример - трехсменные и аварийные школы. Речь шла о том, что к 2018 году их не будет.

- В 2015-2017 годах на строительство школ в рамках программы “Нұрлы жол” было выделено 135 миллиардов тенге. Это позволило построить 108 новых школ, - рассказывает заместитель директора департамента бюджетного планирования Министерства образования и науки РК Галым АРГЫНГАЗИН (на снимке). - Всего же за эти три года за счет Нацио­нального фонда, республиканского и местных бюджетов было введено в экс­плуатацию 347 новых школ. То есть, чтобы закрыть вопрос с аварийными школами и трехсменным обучением, нужно было построить 235 общеобразовательных учебных заведений. Мы перевыполнили этот план на 147 процентов, но проблема все равно осталась.
- Почему же?
- Основная причина в том, что мы каждый год выявляем новые трехсменные (сейчас в Казахстане их 127) и аварийные школы. Такими на данный момент признаны 45.
- В каких регионах больше всего трехсменных школ?
- В больших городах - Астане, Алматы и Шымкенте - и самой густонаселенной Туркестанской области. Это те регионы, в которых активно происходят процессы урбанизации. Согласно проведенному анализу прирост населения в Казахстане с 2010 года ежегодно составляет не менее 230 тысяч человек. При этом в тех регионах, которые я назвал, естественный и миграционный прирост порядка 40-50 тысяч человек ежегодно. То есть именно здесь рождается больше всего детей и именно сюда предпочитают переезжать казахстанцы. Это создает нагрузку на социальную инфраструктуру, в том числе и на школы. Допустим, в Астану в 2017 году из других областей переехало около 80 тысяч человек. 17 тысяч из них - дети. Им нужны и детские сады, и школы. Чтобы обеспечить эту потребность, только в столице нужно строить порядка 15 новых общеобразовательных учреждений ежегодно.
- То есть, по сути, мы не успеваем за уровнем рождаемости?
- Да. Объективно это хорошая статистика, которая говорит о том, что повышается уровень жизни - люди не боятся заводить все больше детей. Но это приводит к той ситуации, которую мы имеем: социальная инфраструктура не успевает развиваться с той же скоростью, с какой идет демографический рост. Вторая проблема - аварийные школы. В нашей стране осталось много таких, которые были построены в 50-70-х годах. Практически все они находятся в районных центрах и селах. Есть школы, которые сейчас в пред­аварийном состоянии, но через год-другой они тоже будут признаны аварийными. Всего с начала 2015 года было выявлено 189 новых трехсменных и 75 аварийных школ. Но мы частично решили этот вопрос. Поэтому сейчас заранее должны прогнозировать, как их количество будет расти, и искать пути решения проблемы.
- Что вы для этого делаете?
- Продолжаем строительство школ на средства, которые выделяются из республиканского бюджета, и стараемся наращивать их количество - ежегодно строится больше ста школ. В этом году на эти цели выделено 53 миллиарда тенге - это еще 110 новых школ. Но и это полностью не решит те проблемы, о которых мы говорим. Поэтому мы создаем условия для вовлечения частного сектора в строительство объектов среднего образования. Сегодня в Казахстане только 1,5 процента школ являются частными, тогда как в странах ОЭСР - от 12 до 29 процентов. Нам тоже нужно наращивать эту цифру. Поэтому мы оптимизировали действующие строительные нормы и правила, ввели послабления квалификационных требований при лицензировании объектов образования. Но, конечно, сделали так, чтобы это не отражалось на качестве образовательного процесса. Надеемся, что эта сфера будет интересна нашим предпринимателям. Ведь когда начиналась программа “Балапан”, благодаря которой в стране появилось много частных детских садов, работа тоже пошла не сразу: год-два предприниматели оценивали риски и только потом стали активно вкладывать в это деньги.
- Но ведь обучение в частных школах стоит очень дорого, его не могут позволить себе большинство казахстанцев. Вряд ли это сильно повлияет на ситуацию с той же трехсменкой.
- Но речь идет не о школах премиум-класса, в которых дорогое обучение. Есть школы с относительно невысокими расценками. В республиканском и местных бюджетах предусматривается государственный образовательный заказ для частных школ: в среднем 235 тысяч тенге на одного ребенка в год. Это значит, что государственный общеобязательный стандарт образования будет полностью покрываться за счет средств государства. Однако частный предприниматель вправе устанавливать дополнительные платные виды образовательных услуг. Родители будут платить только за них. Цены будут разные, государство не может и не вправе их регулировать. Но есть рыночные механизмы, такие как конкуренция. И чем больше частных школ будут оказывать аналогичные услуги дополнительного образования, тем выше будет конкуренция. Это позволит сдерживать стоимость услуг в приемлемых рамках. У нас уже есть определенные результаты. Например, в Шымкенте с начала этого учебного года за счет средств местного бюджета планируется размещение госзаказа в частных школах на 3310 мест, в Астане - на 3721 место. Это значит, что государство будет частично компенсировать затраты родителей. В целом сейчас в Казахстане 127 частных школ, в которых учатся 25 тысяч детей. Это совсем мало, если учесть, что всего у нас порядка трех миллионов учащихся.
Здесь еще один показательный момент: во многих регионах, в том числе и в тех, где не решен вопрос с трехсменным обучением, есть профицитные и дефицитные школы, то есть с нехваткой или избытком учеников. Причем в Астане, к примеру, они могут находиться в одном районе. Получается, что в одной школе в силу разных причин (педагогический состав или подходы к обучению) дети учатся в три смены, а в соседней, не такой популярной среди родителей, их не хватает. Эти вопросы акимат должен согласовывать с родителями и предлагать переводить учеников из одного образовательного учреждения в другое. Но выбор должен оставаться за родителями. Этот вариант решения проблемы подходит только для некоторых школ, и его нельзя абсолютизировать, но он должен быть.
- В программе “Нұрлы жол” была еще одна цель, касающаяся многих казахстанцев. К концу 2017 года охват детей в возрасте от трех до шести лет дошкольным воспитанием должен был составлять 85 процентов. Этого удалось добиться?
- Да, удалось. Сегодня этот показатель 90,5 процента (в 2015 году он равнялся примерно 80 процентам), то есть мы даже превысили запланированную цифру. И сделать это удалось благодаря программе “Нұрлы жол” (с 2015 по 2017 год из средств Национального фонда построено 19 детских садов на сумму 10,2 миллиарда тенге) и строительству частных детских садов во всех регионах страны. Цифры говорят сами за себя: за последние три года количество частных садов выросло на 1283. Сейчас их 3058. Это при том, что всего в Казахстане около девяти тысяч дошкольных организаций, то есть каждая третья - негосударственная. В 95 процентах частных детских садов размещается госзаказ, за счет которого частично компенсируются затраты родителей. Это как раз та схема, которую мы хотим применить и в частных школах.
- Что изменилось в сфере высшего образования?
- Мы создаем условия для того, чтобы индустриально-инновационные направления экономики - металлургия, нефтехимия, пищевая промышленность, машиностроение и т.д. - развивались. Начиная с 2015 года мы приняли 7500 магистрантов по этим направлениям. Они прошли обучение на базе десяти вузов. А в 2017 году зачислили еще 700 магистрантов в 22 других вуза страны. Сделали это, чтобы развивать полученный опыт. 4437 магистрантов уже прошли обучение. С каждым из них в момент зачисления мы заключали трехстороннее соглашение (обучающийся - вуз - предприятие), предусматривающее последующее трудоустройство. Благодаря этому 91 процент выпускников нашли работу.
Плюс мы создали 49 лабораторий по перспективным направлениям развития экономики. Для этого из Национального фонда было выделено 5,3 миллиарда тенге. На их базе проводятся практические и лабораторные занятия. С их использованием было выполнено 368 дипломных, 874 магистерские и 41 докторская работа. Это очень хороший задел, который отразится не только на развитии вузов и их академического потенциала, но и на сфере в целом.

Ольга Степанова, фото предоставлено Галымом Аргынгазиным и Владимира Заикина, Астана

Поделиться
Класснуть