4015

Нет человека - есть проблема!

Неудавшаяся легализация кондукторов в общественном транспорте Алматы свидетельствует: до выхода из кризиса в этой сфере еще далеко

Сначала депутаты городского маслихата проехали на автобусе (аллилуйя - народные избранники пошли в народ!) и заявили, что перевозчики должны легализовать кондукторов. Даже месячный срок установили - до 20 апреля. Опомнились. Но лучше уж поздно... Однако уже середина мая, а парнишки в трениках, собирающие наличку, никуда не исчезли. Что будет именно так, мало кто сомневался: у нас ведь главное - громко заявить, произвести впечатление. А дальше? А дальше типа “как-нибудь само рассосется”. Увы и ах...

Но, по большому счету, решать проблему кондукторов в автобусах и троллейбусах нужно. Хотя бы потому, что наш нынешний градоначальник Бауыржан БАЙБЕК спит и видит Алматы одним из лучших мегаполисов мира! Об этом он заявил намедни. Если это вдруг случится (и пусть случится!), то и нам, простым алматинцам, будет лучше. Но весь вопрос в том, как решать эту застаревшую проблему с порядком в общественном транспорте. Мы задали его трем заинтересованным сторонам. Ответы говорят сами за себя.

Кондуктор нам не товарищ!

- Электронное билетирование - это бескондукторная система, и поэтому можно обходиться без этих помощников водителей, - заявил о своей однозначной позиции директор ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садир ХАМ­РАЕВ (на снимке). - Например, “Алматыэлектротранс” работает без кондукторов, и у него доход есть, он повысился в том числе и на тех маршрутах, которые раньше обслуживали частники. Значит, не совсем правильно говорить о том, что благодаря кондукторам повышается выручка.
- Это некорректное сравнение. “Алматыэлектротранс” - детище акимата, единственный перевозчик, которому субсидируют все маршруты. Водители не зависят от выручки, у них нет плана. Поэтому им и не нужен кондуктор.
- Хорошо. Но разве мы сможем бороться с кондукторами, не повышая зарплату водителей? Уберите кондуктора, повысьте зарплату водителю, и он не будет брать в карман.
- Но ведь есть и упущения транспортного холдинга. Я как пассажир могу сказать, что вы изначально провалили работу контрольно-ревизионной службы (КРС).
- Не согласен. Мы контроль осуществляли хорошо. Вы вспомните тот период, когда были возмущения из-за того, что мы слишком много проверяем (речь о разовых акциях, которые периодически устраивал холдинг после введения электронной системы оплаты проезда “Оңай!”. - О. А.). Потом вновь появилась наличная оплата, и часть перевозчиков сказала, что будут сами содержать штат контро­леров.

- Это произошло потому, что они были недовольны работой вашей КРС.
- Они всегда будут недовольны, даже если будет суперконтроль! У перевозчиков всегда кто-то виноват. А проблема в них самих. Пассажир деньги платит, но ему не дают билет, и они попадают в карман водителя. На самом деле зайцев не так много, как говорят в автопарках.
- Допустим. А как вы относитесь к установке турникетов в автобусах?
- Это вчерашний день. Возьмем пример Москвы: там от турникетов уже отказываются - они доказали свою несостоятельность. Основная проблема в том, что на посадку пассажиров уходит от полутора до трех минут. Это очень много.
- Хорошо, сделайте так, чтобы пассажиры входили только в переднюю дверь.
- Перевозчикам это предложите. Ни один не хочет это делать! К тому же есть ограничения в правилах пассажирских перевозок. Можно их поменять, но на это уйдет время. И в итоге все равно автопарки не захотят внедрять такое правило, тем более в пилотном режиме, как вы предлагаете. Потому что часть их пассажиров просто пересядет на другие автобусы.
- Но ведь здесь должна быть и воля акимата. Он нам для чего? Для красоты?
- Это вопрос не ко мне. Мы всего лишь операторы электронного билетирования. Мы не регулируем систему общественных перевозок.
- Тогда вопрос по вашей теме - о системе “Оңай!”. Везде работает электронное билетирование без кондукторов, а у нас нет. Почему? Мы какие-то особенные?
- Невозможно сравнивать Алматы с другими городами - у всех разные подходы к работе общественного транспорта. Это нужно понимать и учитывать. Еще раз подчеркну: мы не добьемся успеха, не отменим кондукторов, пока водитель не будет получать нормальную зарплату, пока его не будут штрафовать за нарушения, пока он не перестанет гнаться за планом.

Его Величество план

- У нас 600 автобусов и 200 троллейбусов, кондукторы есть примерно в 70 процентах автобусов, - сообщил нам в свою очередь директор крупнейшего автопарка Алматы ТОО “Green Bus” Бауырджан КУЛИШЕВ (на снимке). - Они добровольно помогают водителям. Как правило, это их родственники, и теперь мы будем трудоустраивать их официально, потому что другого выхода у нас нет. Контроль в общественном транспорте слабый, и мы не готовы терять часть выручки. Сейчас прорабатываем доходную часть, ведь мы должны понимать, из каких средств будем платить им зарплату. Поэтому поднимем план - за его выполнение водитель и кондуктор будут отвечать солидарно.
- То есть план, из-за которого водители хамят, байгуют, нарушают ПДД, остается? В нем же корень зла!..
- Корень зла не в нем, а в дублировании многих маршрутов. Мы не можем отказаться от плана, иначе водители вообще не будут выдавать пассажирам билеты. Сейчас средний план - 900 пассажиров в день. Хотя, конечно, он сильно отличается на разных маршрутах. Причем не важно, оплачен ли проезд картой “Оңай!” или наличными. Все, что остается сверх этого плана, водитель забирает себе. Но это совсем небольшие деньги.
Поэтому мы сделали доплату в 20 тенге за каждого сверхпассажира. В итоге водитель получает дополнительно 30-40 тысяч за добавочные транзакции, это одна из частей его премии. С этих денег он и платит кондуктору. Сейчас мы хотим увеличить выплату за сверхпассажиров до 40 тенге. Значит, и зарплата водителей возрастет, и они вместе с кондукторами будут заинтересованы в том, чтобы нормально работать.
Процесс формирования штата кондукторов из родственников водителей будет идти в течение всего лета. Параллельно будем набирать новых сотрудников и всем им официально платить зарплату.
- Они должны будут соблюдать какие-то правила работы?
- Конечно. Мы будем проводить обучение кондукторов, установим для них дресс-код: белый верх - черный низ, у них будут жилетка и бейдж. Они должны будут объявлять остановки, быть вежливыми. Они смогут проверять карточки “Оңай!” при помощи терминалов разовой оплаты (там есть такая функция: прикладываешь электронный билет - и видно, заплатил ли пассажир). За нарушения мы будем их увольнять.
Мы знаем, что примерно 10 процентов выручки по-прежнему находится в тени. Поэтому доходность можно увеличить, усилив конт­роль, а эту роль, по сути, и выполняют сейчас кондукторы.
- А если вообще от них отказаться? Поставить турникеты или разрешить вход в салон только через переднюю дверь.
- Я только за. Предлагал поставить турникеты хотя бы на одном маршруте, но транспортный холдинг против. Мы готовы в качестве эксперимента на нескольких марш­рутах внедрить систему, когда пассажиры будут заходить только через переднюю дверь. Но ведь акимат на это не пойдет.

Алматинцы - уникальные пассажиры

- Мы создали рабочую группу, члены которой сейчас обходят все автопарки, беседуют с руководителями, - прокомментировал и. о. заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ерлан АДИЛОВ (на снимке). - У каждого перевозчика есть свое мнение и позиция - мы хотим их выслушать, чтобы понять, как решать вопрос с кондукторами и выстраивать работу КРС. После этого будем собираться и обсуждать. Многие руководители автопарков за то, чтобы не было кондукторов. Но, с другой стороны, если их нет, пассажиры перестают платить.
- У меня предложение: внед­рите в пилотном режиме сис­тему, которая действует во многих странах. Пассажиры заходят в общественный транспорт только через переднюю дверь, платят, а выходят через заднюю. Возьмите несколько маршрутов, заранее подготовьте пассажиров: делайте объявления в салоне, размещайте информацию в СМИ и соцсетях.
- Было бы хорошо, но законодательство не позволяет нам это сделать. Это будет противоречить правилам перевозок пассажиров и багажа.
Примерно год назад мы пытались сделать это на одном марш­руте, который обслуживает ниж­нюю часть города - Алатауский район. В первый же день автобус остался без стекол - их выбили пассажиры.
- Наверное, пассажиры не были к этому новшеству готовы.
- Есть второе “но”. В часы пик, вы сами знаете, у нас большое количество пассажиров. Поэтому сделать так, чтобы они входили в переднюю дверь, а выходили в заднюю, невозможно.
- Во многих мировых столицах, в которых пассажиропоток не меньше, возможно, а у нас нет?
- Нас нельзя сравнивать с другими странами. У них нет такого пассажиропотока.
- Есть!
- Но у них больше подвижного состава. У них нет такой толкучки, как у нас. Нам надо сначала пополнить автопарк.
В общем, обсуждать это нецелесообразно, пока мы не услышим мнения перевозчиков и транспорт­ного холдинга. Наша цель - убрать кондукторов и наладить работу КРС.
- Проблема как раз в том, что у транспортного холдинга, акимата и перевозчиков позиции не совпадают. На моей памяти вы - все эти три структуры - единственный раз выступали единым фронтом, когда просили одобрить внедрение дифференцированного тарифа за оплату проезда наличными в 150 тенге. Во всех остальных случаях акимат говорит одно, холдинг с ним, пусть и с оговорками, соглашается, а перевозчики всегда находятся в оппозиции (причем и в их стане согласие есть далеко не всегда). При таком раскладе вы никогда ни до чего не договоритесь.
- Для этого мы и создали рабочую группу, о которой я сказал выше. Мы должны прийти к единому мнению и выработать его в ближайшее время. Думаю, на это у нас уйдет примерно месяц.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

От редакции Мы обязательно вернемся к этой теме через месяц-полтора. Тогда и узнаем, о чем договорились высокие стороны. И договорились ли...

Поделиться
Класснуть