Свалочное дело, или 20 лет без передышки
В Петропавловске жители поселков Рабочего и Бензостроя с тоскливой обреченностью ждут наступления теплых, погожих дней. Потому что вновь “заживет” - загорится полигон твердых бытовых отходов, принося в эти районы областного центра смрад. А когда нет ветра, то удушающее амбре от помойки растекается практически по всему городу. И все бы ничего, петропавловцы вроде как привыкли, ведь свалка чадит уже два десятка лет. Однако в этом году ситуацию “усугубляет” предстоящий осенью в Петропавловске форум приграничного сотрудничества с участием президентов РФ и Казахстана: полигонный смрад вряд ли окажется благоприятным фоном встречи на столь высоком уровне. Как же быть?
В прошлом году полигон Петропавловска ожил в апреле. В этом пока еще спит. Хотя машины вереницей проезжают на территорию, чтобы выгрузить мусор.
- У нас здесь все запасы человечества! - бросает с тяжелой иронией директор обслуживающего коммунального госпредприятия (КГП) “Коммунхоз” Александр ЧЕРНОВ.
Стоит ли говорить, что в современном мусоре большое количество искусственных соединений - пластика, синтетических тканей, при горении которых выделяются токсичные вещества. В первую очередь вред приносят углекислый газ, сернистый ангидрид, а также другие продукты горения. Но и без огня при разложении отходов выделяются опасные для здоровья метан, углекислый газ, сероводород. Наличие в мусоре тяжелых металлов и производных солей приводит к их окислению, разложению и проникновению в грунтовые и поверхностные воды. А при неправильном или неполном захоронении органических отходов они служат питательной средой для насекомых и пищей для грызунов, причем уже совершенно в других масштабах, нежели на стихийных уличных свалках.
Самовозгорания “запасов человечества” возникают из-за неправильного складирования и захоронения отходов.
- Когда ветер поворачивает в сторону города, весь Рабочий поселок и Бензострой оказываются под дымовой завесой, а к нам начинают сыпаться жалобы населения. Экологи приходят и выписывают штрафы, и мы платим, но горение продолжается. Тушить мы его не можем и вообще бессильны в этой ситуации! Полигон так горит уже 20 лет, - признается директор предприятия.
Только в прошлом году КГП “Коммунхоз” заплатило в бюджет около полумиллиона тенге штрафов.
- На полигоне должен осуществляться целый комплекс противопожарных мер для предотвращения самовозгораний - увлажнение, уплотнение отходов. При их складировании нужно изолировать слои грунтом или другим инертным материалом - шлаком, строительным мусором и так далее, чтобы прекратить доступ кислорода, - поясняет руководитель департамента по экологии Северо-Казахстанской области Ермек УМАРОВ.
Однако на полигоне нет материалов, предназначенных для изоляции отходов. Потому что нет денег.
Открывали новую свалку второпях, потому что старый полигон Петропавловска был переполнен. Поэтому нынешний был принят в эксплуатацию в 1996 году незавершенным. Даже ограждение периметра не успели закончить, а чтобы поставить забор, нужно порядка 1,5 млн. тенге. Да на приобретение экскаватора и техники для доставки нужного грунта необходимо 63 млн. тенге. Еще 207 млн. потребуется на покупку катка-уплотнителя для предотвращения возгораний, уплотнения и изоляции отходов. Нужна также дождевальная машина для увлажнения полигона ТБО, она обойдется примерно в 10 млн. тенге.
- Мы разработали план мероприятий приведения полигона в соответствие нормам Экологического кодекса. Он рассчитан на 2016-2018 годы и давно согласован с акимом Петропавловска и областным департаментом экологии, - говорит эколог “Коммунхоза” Татьяна КОВТУН. - Но за два года мы ничего не сделали, потому что деньги на это из бюджета города не выделены.
На сегодняшний день на полигоне скопилось около миллиона тонн мусора, но он может принять еще полмиллиона тонн бытовых отходов. А значит, чадить ему и чадить?..
Между тем обслуживающее предприятие, как и все КГП, собираются ликвидировать и передать полигон в частные руки. Но, судя по всему, ничего хорошего эта процедура населению не сулит.
- Предприятие, честно сказать, убыточное, иногда сидим без зарплаты. В год мы платим в бюджет более 20 млн. тенге за эмиссии в окружающую среду плюс штрафы за горение. А городские организации-перевозчики, которые сдают нам мусор, подолгу не платят нам, копят миллионные долги. Это и понятно, они и сами не шикуют, даже машины поменять не могут, хотя давно пора. Я имею право их не пускать - закрыть шлагбаум, и все, но тогда город утонет в мусоре! - сетует Александр Чернов. - А если на полигон придет управленец-бизнесмен, он так и сделает! К чему это приведет, страшно подумать.
По мнению руководителя обслуживающего предприятия, причина убыточности КГП в низких тарифах на вывоз мусора.
- У нас тариф с 2013 года не менялся и в два раза ниже, чем во всей стране, всего 686 тенге за тонну нам платят перевозчики. Мы предлагаем поднять тариф для населения до 230 тенге с человека в месяц. Но бумаги с нашими расчетами уже долгое время лежат в горакимате на рассмотрении, - вздыхает Чернов.
Вместе с тем по стране шагает программа внедрения утилизации отходов и переработки мусора. В Петропавловске на полигоне даже открывали сортировочную линию. Но через год стартап-проект, начатый при поддержке фонда “Даму”, провалился: сортировка не перерабатывала и двух процентов отходов, а потому особо не помогала уменьшать объемы свалки.
- Сортировочную линию мы пока демонтировали, - рассказывает директор ТОО “Вторсырье” Кайыржан АЙСИН. - Мы решили заняться сортировкой отходов в городе, до того как они поступают на полигон.
Кстати, в прошлом году на полигоне ТБО, исследовав мусор, выяснили, что треть составляет бумага, еще примерно столько же - пищевые отходы, остальное - полиэтилен, пластик, металл, стекло и прочий неидентифицируемый мусор. У руководства “Вторсырья” есть планы по переработке ТБО. Весь вопрос, когда они претворятся.
В Петропавловске пока установлено около 400 контейнеров для бумаги, пластика, металла, стекла. Это капля в море. Но даже если бы их поставили в каждый двор, приучить горожан сортировать мусор дома по разным ведрам или пакетикам - процесс не из легких.
Поэтому сегодня главные сортировщики мусора - бомжи. Они выбирают из помоек металл, жестяные банки, стекло, пластик, бумагу, картон и сдают в пункты приема, зарабатывая себе на хлеб.
- Воруют бездомные наш мусор! - горько смеется руководитель КГП “Коммунхоз” Чернов.
Сумеют ли в Петропавловске до конца года наладить раздельный сбор мусора, как то предписывает Экологический кодекс (с 2019 года принимать бумагу, пластмассу, полиэтилен, стекло и другие категории отходов на полигоне ТБО будет запрещено), сказать сейчас крайне сложно. Но еще сложнее будет обеспечить город чистым воздухом к сентябрю, когда сюда съедутся высокие делегации России и Казахстана во главе с президентами стран Владимиром ПУТИНЫМ и Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. Ведь кроме полигонной проблемы нужно еще как-то решать вопрос с распространяющим зловоние накопителем сточных вод, о чем наша газета сообщила в номере за 19 апреля этого года (см. “Нос воротят”). Не говоря уже об элементарном благоустройстве города.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск