“Попробую успеть!”
Так сказал пилот “Эйр Астаны” перед тем, как разогнал “Боинг” до 100 км в час, после чего лайнер выскочил за пределы взлетно-посадочной полосы Алматинского аэропорта
Министерство по инвестициям и развитию, отвечающее в нашей стране и за гражданскую авиацию, на днях опубликовало официальное заявление об авиапроисшествии, случившемся месяц назад в аэропорту Алматы. В тот день, 9 декабря 2017 года, “Боинг-767” должен был вылететь в Бангкок, но в результате увяз в грунте. Пилоты разогнали самолет так сильно, что не сумели вовремя свернуть на другую полосу, с которой, собственно, лайнер и должен был взлететь. Как итог - покореженные стойки шасси и вышедшие из строя двигатели. А пассажирам пришлось несколько часов ждать, когда им заменят борт и все-таки отправят в Таиланд.
По мнению специально созданной комиссии, в происшествии виновны пилоты “Боинга”, которые очень спешили взлететь раньше, чем приземлится другой борт “Эйр Астаны”. Однако в самой авиакомпании считают, что комиссия не приняла во внимание состояние рулежной дорожки, по которой двигался самолет. Так кто же прав, а кто виновен? В этом пытался разобраться корреспондент “Времени”.
Как говорят в таких случаях, ничто не предвещало беды: 9 декабря рейс “Эйр Астаны” КС931 готовился к вылету по плану. Все члены экипажа на своих местах, самолет к полету готов, и более 120 пассажиров вовремя явились на посадку. Единственный момент - в районе аэродрома стоял туман, который, однако, не должен был помешать выполнению рейса. Тем более что командиром воздушного судна был опытный 56-летний Рубен ПАНУСЯНЦ, налетавший в общей сложности более 12 000 часов, из них только на этом “Боинге” - более 8000. У второго пилота тоже весьма солидный стаж - более 7000 часов в воздухе. Одним словом, не было никаких предпосылок к тому, что столь опытная бригада вдруг допустит какую-то нелепую ошибку на взлете.
Правда, сам взлет немного задержался - лайнер слишком долго обливали противообледенительной жидкостью. Об этом командир корабля и диспетчер говорили по радиосвязи. Диспетчер интересовался, когда будет закончена подготовка самолета, поскольку к аэропорту приближался другой борт “Эйр Астаны” и нужно было решить, что будет вначале - взлет “Боинга” или посадка “Эйрбаса”. Панусянц - и это очень важный момент! - сразу же заявил, что хочет взлететь раньше.
- Astana Line 931, - обратился диспетчер к летчикам “Боинга” в 19.35 по времени Алматы, - из-за заходящего борта с востока “Эйрбас-319” (на заходе удаление у него 110 км) рассчитывайте ВВП на вылет 23-левая, выход PIGAL 5 hotel “предварительный”, ВВП-23 левая, через перрон РД “Альфа” за машиной сопровождения разрешаю.
- Готовы по маршруту рулить, - ответил первый пилот. - А если через четыре минуты я буду готов к взлету, не успею?
- Astana Line 931, расчетная посадка “Эйр Астаны” в 48-ю минуту, - объяснил диспетчер.
- А, понял, 12 минут есть. Через три минуты я готов взлететь, - принял решение командир “Боинга”.
Фактически в тот момент Рубен Панусянц решил окончательно, что не станет дожидаться посадки своих коллег на “Эйрбасе”, а взлетит до них. В том случае, если бы пилот не стал спешить, он потерял бы еще 10-12 минут. Об этом, кстати, ему сообщил и диспетчер: пока другой самолет сядет, пока уйдет на рулежную дорожку, пока разрешат взлет...
Чтобы взлететь, лайнеру сначала необходимо было доехать до конца новой взлетно-посадочной полосы, выполнявшей роль рулежной дорожки, потом повернуть на старую полосу и уже с нее совершать вылет.
В 19.44 диспетчер вновь напомнил летчикам, что на посадку идут их коллеги по “Эйр Астане”:
- Astana Line 931, для информации, на 23-правую заходит борт. Удаление 55 км по треку.
- Хорошо, спасибо. Попробую успеть! - ответил Рубен Панусянц.
После этого согласно отчету комиссии первый пилот прибавил газу - “Боинг” сначала катился по земле со скоростью примерно 30 узлов (это более 50 км/ч), а затем резко увеличил обороты двигателей и помчался по полосе со скоростью около 55 узлов (то есть более 100 км/ч). Видимо, летчики “Боинга” очень хотели поскорее добраться до Бангкока.
А дальше самое интересное. Согласно заключению комиссии в какой-то момент летчики поняли, что “Боинг” едет по рулежной дорожке чересчур быстро и они вот-вот проскочат мимо поворота на свою полосу. Первый пилот тут же начинает тормозить, но при этом двигатели самолета по-прежнему находятся в режиме разгона! Если сравнивать авиалайнер с автомобилем, то представьте себе ситуацию, что водитель жмет педали газа и тормоза одновременно на скорости в 100 км/ч. Ни одна машина, разумеется, не остановится. Вот и с “Боингом” этот номер не прошел - самолет сбавил скорость, но незначительно, и... выкатился за пределы полосы.
В заключении комиссии так прямо и указано: причиной происшествия являются неправильные действия экипажа. Более того, комиссия отметила, что командир воздушного судна принимал неадекватные решения при возникновении сложных ситуаций. “Эйр Астане” в связи с этим даже порекомендовали направить обоих пилотов этого “Боинга” на дополнительное психологическое обследование!
Но вот что любопытно: “Эйр Астана” вскоре после заявления Министерства по инвестициям и развитию выпустила свой пресс-релиз, в котором авиакомпания оспаривает заключение комиссии, якобы не учитывающее состояние взлетно-посадочной полосы. По версии перевозчика, покрытие рулежной дорожки было слишком скользким. Заявил об этом и летчик Панусянц: дескать, полоса была вся во льду. При этом опытнейший пилот почему-то не сказал диспетчеру, что разогнался на земле до 100 с лишним км/ч. Но заметил: “Попробую успеть!”
Нет ничего плохого в том, что авиакомпания хочет доказать невиновность своего пилота. Только для этого мало будет пресс-релиза - придется, видимо, все-таки обращаться в суд, чтобы оспорить заключение комиссии, утвержденное профильным министерством. Тем более что выскочившим за пределы полосы “Боингом” занимаются еще и правоохранительные органы: ДВД на транспорте проводит досудебное расследование по данному факту, и Рубен Панусянц должен будет детально объяснить дознавателям, какая была необходимость разгонять самолет до 100 км/ч. Теперь опытному летчику спешить некуда - он уже все успел...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото со страницы Рубена ПАНУСЯНЦА в соцсетях и с интернет-ресурсов, Алматы