Пришло время убираться
По официальным данным, услугами вывоза мусора охвачено всего 66,4 процента населения страны. Причем эта цифра обеспечивается во многом благодаря развитости данной сферы в Астане, Атырауской области и Алматы, где декларируется стопроцентный охват. Однако игроки этого специфичного рынка уверены, что данные департамента бытовых отходов Минэнерго несколько завышены, а в реальности даже в пригородах южной столицы как минимум треть населения мусорит где захочет. Хотя на местах уже нашли выход из ситуации, который почему-то не поддерживается исполнительной властью.
Специалист ИП “Игikik” Еренгайып КАБДЫКАРИМОВ занимается вывозом мусора в нескольких поселках Алматинской области (часть которых уже вошла в черту города). Он говорит, что реальная статистика не бьется с официальной, по самым оптимистичным оценкам, процентов на тридцать. По его словам, в правительстве так считают: в таком-то поселке такое-то население, и если есть хоть одно мусоросборочное предприятие, то все жители автоматически считаются охваченными этой услугой. Фактически же в селе или микрорайоне может быть и несколько предприятий, тем не менее все овраги и пустыри будут завалены бытовыми отходами.
- В крупных городах, где люди живут в многоэтажках, а оплата коммунальных услуг производится по одной квитанции, с вывозом мусора ситуация лучше, чем в частном секторе. Уже несколько лет мы сталкиваемся с тем, что люди просто не заключают договоры с обслуживающими компаниями. В каждом сельском округе по 300-400 дворов, которые якобы не мусорят и поэтому не заключают договоров, - говорит Кабдыкаримов.
По его словам, проблема в законодательстве. Пункт 6 статьи 10 Гражданского кодекса РК гласит: потребитель имеет право на свободное заключение договора с поставщиками услуг. По факту эта свобода оборачивается тем, что ни с одной из трех существующих в его округе компаний договоры вообще не заключаются.
Руководитель этого ИП Екатерина БОЛДЫРЕВА написала в нашу газету письмо, прочитав материал Екатерины ТИХОНОВОЙ “По карточному счету” (см. “Время” от 3.5.2017 г.).
По ее словам, в поселке Боролдай Илийского района работают три компании, которые, проанализировав ситуацию, пришли к совместному выводу: около 50 процентов населения и бизнесмены уходят от оплаты за полученные услуги. Они пользуются отсутствием возможности установить контроль над каждой контейнерной площадкой для сбора отходов.
- Мы обращались во все районные, областные и республиканские СМИ. Писали письма в районный и областной акиматы, областную и Генеральную прокуратуру, парламент, руководителям политических партий и даже премьер-министру, - перечисляет Болдырева. - Но во всех случаях получили бюрократические отписки, в которых нам перечисляли приказы, подзаконные акты, кодексы и т.п. И спускаются эти “ответы” по вертикали вниз, где и без того никто не собирается решать проблему.
Болдырева рассказала, как, по ее мнению, можно заставить население платить за сбор и вывоз мусора. Понятно, что предпринимателей в первую очередь интересует рентабельность своего бизнеса, так как тарифы на эту услугу в области не пересматривались с 2012 года, а тут еще, по их подсчетам, половина “производителей” бытовых отходов просто увиливает от уплаты. Но есть вторая часть проблемы. Ежегодно в стране накапливается не менее 5-6 миллионов тонн бытовых отходов, в которых мы просто погрязнем, если рухнет экономическая составляющая этих маленьких мусоровывозящих компаний.
В ИП “Игikik” проштудировали все законы и нашли довольно радикальный способ борьбы за чистоту - кстати, подходящий под некоторое время назад растиражированный принцип нулевой терпимости. Это применение 195-й статьи Уголовного кодекса “причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием” ко всем уклонистам от заключения договоров и неплательщикам за предоставляемые услуги.
Еренгайып Кабдыкаримов рассказал, что они уже подали кучу заявлений в полицию и прокуратуру с просьбой применить эту статью УК к нескольким наиболее злостным неплательщикам. Плюс неоднократно обжаловали бездействие правоохранительных органов. Но никто не хочет идти на крайние меры: в 195-й статье есть несколько пунктов, самый строгий из них предусматривает лишение свободы до пяти лет с конфискацией имущества.
- Мы никого не собираемся сажать. В части первой, к которой, по нашему мнению, и относится уход от оплаты за вывоз мусора, предусмотрено наказание: или штраф до 300 месячных расчетных показателей, или общественные работы на срок до 240 часов, - говорит Кабдыкаримов. - Вот пусть и вывозят вместе с нами свои же отходы!
На вопрос, в чем же состоит “причинение имущественного ущерба” его предприятию от нежелающих заключать договоры с мусоровывозящими компаниями, Кабдыкаримов попытался найти вроде бы логичное обоснование.
- Они же обманывают! По-разному, но обманывают. У одних, например, в 250-метровом коттедже человек пять живет, а платят за мусор только за двоих-троих. А те, кто вообще не платит? Они же свои отходы не съедают, а сами вывозят на контейнерную площадку, пусть даже она обслуживается не нами, а нашими конкурентами, но все равно ведь обманывают, - возмущается специалист ИП “Игikik”.
С одной стороны, конечно, Кабдыкаримов и Болдырева, возможно, перегибают палку. Но с другой - ежегодно с ростом благосостояния населения по всей стране увеличивается на 400-500 тысяч тонн производство бытовых отходов. Люди просто больше потребляют всего, что обернуто в упаковки, пакеты, мешки. Так и без увеличения численности населения мы погрязнем по уши в своем же мусоре.
Болдырева считает, что в Казахстане чистота нужна только тем, кто убирает. Хотя нормативно-правовой базы хватает для того, чтобы к решению проблемы подключились и органы местной исполнительной власти.
Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область