13655

Хошь пой, хошь пляши, а “Хабар” не смотри!

Откровения освободившегося лидера ОПГ: в наших колониях невозможно исправиться

Жителя Жамбылской области Болата КАЙЫПОВА (на снимке) хорошенько помотало по казахстанским исправительным учреждениям. Лидер таразской ОПГ “Кировские” не так давно отмотал свой четвертый срок: отсидел 10 лет от звонка до звонка за вымогательство. Напоследок суд с подачи администрации колонии АК-159/11 установил за ним на год административный надзор на воле. На днях Кайыпов попытался обжаловать это постановление в карагандинской областной инстанции, а заодно по собственной инициативе вызвался рассказать нашему корреспонденту о закулисье тюремной жизни.

Постоянные читатели могут припомнить, что Болат Кайыпов уже становился героем наших публикаций. Впервые мы о нем рассказывали в период отправки его по этапу как раз за вышеупомянутое вымогательство. Оказалось, этому рядовому событию предшествовал скандал: суд № 2 Тараза наказал подсудимого восьмью годами лишения свободы, но не стал заключать его под стражу. Пока обрадованный Кайыпов был в бегах, областная инстанция добавила два года к его сроку. Лишь через несколько месяцев полицейским удалось отыскать бег­леца в Бишкеке и отправить наконец в колонию (см. “Наплевали судье в душу”, “Время” от 3.6.2008 г.).
Затем он засветился в Северо-Казахстанской области. Отбывая срок в колонии особого режима ЕС-164/4, которая находится возле Жаман-сопки, вступил в конфликт с надзирателями. По мнению Кайыпова, сотрудникам колонии не понравилась его “переквалификация” в правозащитника, бдящего за соблюдением законности по отношению к осужденным. Потому его чересчур активную гражданскую позицию решили притушить. Болата обвинили в злостном неповиновении требованиям администрации исправительного учреждения и отдали под суд. Во время процесса Кайыпов вскрыл несколько фактов нарушений, допущенных со стороны надзирателей. Но в итоге все-таки получил прибавку к сроку (см. “Камера абсурда”, “Время” от 17.1.2013 г.).
На этом приключения представителя таразского преступного сообщества не закончились. Его перевели в житикаринскую колонию, что в Костанайской области. Там он тоже вступил в противостояние с сотрудниками учреждения и в 2015-м заработал два дополнительных года отсидки, после чего перекочевал в жезказганскую колонию.
Наиболее спокойным периодом, пожалуй, стало пребывание Кайыпова в карагандинской колонии АК-159/11, куда его перевели по состоянию здоровья. В так называемом сангородке Болат наконец решил поменять стиль поведения и попытался сотрудничать с людьми в погонах. Отметим, что благодаря амнистии и обжалованию прежних вердиктов общий срок его пребывания в заключении значительно сократился. Освобождение назначили на минувший октябрь. И Кайыпов действительно покинул зону. Но воля оказалась не такой уж вольной, поскольку до следующей осени за ним будут наблюдать правоохранители.
С такой новой жизнью беспокойный экс-сиделец крайне не согласен.
- В сангородке я решил, как говорится, встать на путь исправления, - рассказывает Болат Кайыпов. - Стал участвовать в спортивных и культурных мероприятиях. Писал стихи к праздникам, играл в КВН, выступал на концертах. Мою статью о хороших условиях содержания в учреждении опубликовала газета “Луч надежды”. После теракта в Алматы в 2016 году перечислил деньги на счет помощи семьям погибших полицейских. Немного, конечно, всего 2000 тенге у меня было. Но все же помог чем мог. В общем, старался вести себя хорошо, чтобы не получить никаких взысканий. Наоборот, даже три грамоты заработал! А буквально за три месяца до освобождения меня нагрузили нарушениями, которые я не совершал. Состряпали третью отрицательную степень поведения, подготовили негативные характеристики. А про грамоты и активное участие в культурных мероприятиях, которых было свыше 30, даже не упомянули.
- Отчего так получилось?
- Дело в том, что моя положительная активность заключалась не только в плясках-песнях. Я “дал” оперативникам два трупа. То есть рассказал подробности двух преступлений прошлых лет, в которых сам принимал участие. Ко мне в колонию приезжали люди из МВД и КНБ, брали показания. (Но идут ли расследования по изложенным фактам, мне не известно.) Вот кто-то из подельников, которых я слил, возможно, каким-то образом и подсуетился - вышел на руководство колонии, чтобы усложнить мне жизнь. По своим каналам я выяснил, что у одного подельника есть на руках мои показания. Он теперь называет меня терпилой и обещает устроить спрос за мои поступки. Отчасти поэтому я решил предать свою историю огласке, чтобы обезопасить себя.
- Вы намекаете на коррупцию в рядах правоохранителей?
- Точно сказать ничего не могу. Но не секрет, что в колониях бытуют пытки, информация о них иногда просачивается на волю. Меня вот несколько раз избивали и в Жаман-сопке, и в Житикаре. Только это доказать практически невозможно. Я пробовал, но получал лишь прибавки к сроку за неповиновение. Суды верят администрации колонии, а не осужденным. Однажды я устал с этим бороться и поменял свое поведение на такое, какое нужно надзирателям. Даже записался в секцию правопорядка, стал активистом. Продержался там ровно неделю, потом с меня сорвали нашивку, из-за того что я не смог мразить других осужденных.
- Мразить - это?..
- Мразить - это когда придумываешь нарушения, которые они не совершали. Ну еще там пыль не вытер, пересек локальное ограждение, сказал матерное слово в строю. В общем, нужно наблюдать за членами отряда и писать на них доносы в администрацию или сочинять липу. И заодно выполнять мелкие поручения сотрудников. Через активистов мне три взыскания и придумали.
- Генпрокуратура борется с пытками в исправительных учреждениях. Планируется, что активисты перестанут участвовать в воспитательных процессах.
- Да, минувшей зимой мы смотрели по телевизору выступление сотрудника прокуратуры, где он говорил об этом. На том мероприятии и сам генпрокурор Жакип АСАНОВ присутствовал! Помню, тогда все осужденные обрадовались, думали, активисты скоро исчезнут. Но знаете, что произошло после этого просмотра? Нам отключили “Хабар” и другие казахстанские телеканалы. Сотрудники администрации сказали: смотрите российское телевидение, нечего взбудораживаться!
Карагандинский областной суд отказал в удовлетворении ходатайства Болата Кайыпова об отмене административного надзора. Под предлогом того, что ему прежде следовало через прокуратуру опротестовать сами незаконные, на его взгляд, взыскания, а потом уже идти в суд и требовать полной свободы. Еще год он будет находиться под колпаком правоохранителей. И любоваться заработанными в колонии грамотами, которые в его судьбе не сыграли никакой роли.
- Зато я понял, что исправиться в наших исправительных учреждениях невозможно. Хоть пой, хоть пляши, хоть на голове стой, - говорит Болат. - Если администрация колонии не захочет тебя нормально освободить, то все потуги будут напрасными.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть