Нотариальная неприкосновенность
В начале 2017 года в Алматы была осуждена банда так называемых черных риелторов - семеро мужчин и одна женщина убивали одиноких алматинцев, чтобы впоследствии завладеть их имуществом. На счету преступников трое убитых и один чудом выживший журналист Вячеслав БЛОЩИЦЫН, в прямом смысле слова вылезший из своей могилы. Его ударили ножом в область сердца и закопали, однако мужчина выжил и сумел обратиться за помощью. Его показания и помогли поймать преступную группировку.
Спустя полгода после окончания суда в нашу редакцию обратился родной брат одной из жертв черных риелторов Павел ПЛИСС. Он считает, что для предотвращения подобных преступлений назрели законодательные изменения.
Впервые о банде черных риелторов наша газета рассказала еще в прошлом году, когда все члены группировки были уже задержаны (см. “Смертельная открывашка”, “Время” от 15.6.2016 г.). Правда, тогда мы не могли раскрыть все подробности преступлений, так же как и имена жертв, поскольку следствие еще не было окончено. Сейчас, когда судебное решение уже вступило в силу, Павел Плисс поделился с нами этой информацией.
- Одним из убитых этой бандой был мой родной брат Аркадий ПЛИСС, - объясняет Павел. - Так получилось, что он жил отдельно от мамы, я вообще работал в Кыргызстане, поэтому в Алматы бывал наездами. У брата была однокомнатная квартира в “Коктеме”. Осенью 2015-го у Аркадия впервые пропали документы на жилье. Он оперативно отреагировал, сходил в ЦОН и восстановил все бумаги. Конечно, кого-то подозревал, но продолжал общаться со своими так называемыми друзьями. Новый, 2016 год они отмечали почти три недели, большая компания поселилась в квартире Аркадия, видимо, выпивали, расслаблялись. Документы опять исчезли, но брат снова успел их восстановить. После этого он уже не пускал к себе в дом этих людей.
Однако черные риелторы не успокаивались. Они нашли возможность проникнуть в жилище своей будущей жертвы. Некая Бибигуль ДОСКАНОВА познакомилась с подругой Аркадия и напросилась в гости, принесла с собой алкоголь, а затем подсыпала снотворное своим новым приятелям. Глубокой ночью Досканова открыла дверь убийцам. Аркадий выскочил на шум в коридор, и его сразу ударили ножом. Его подругу зарезали прямо в постели…
- Тела вывезли в пригород и закопали, сверху засыпали грунтом, щебенкой, - рассказывает Павел Плисс. - Если бы не показания самих преступников, никто бы их никогда не нашел.
Первой забила тревогу мама погибшего. 8 Марта сын не пришел ее поздравлять, хотя раньше никогда не забывал о празднике. Женщина сходила домой к Аркадию, но, как ей объяснили, он уже продал квартиру и уехал. А через несколько дней в доме у мамы раздался телефонный звонок. Женский голос попросил ее не беспокоиться - сын решил начать новую жизнь, поэтому уехал, а сейчас ему стыдно за свой поступок. Как только придет в себя, тут же позвонит.
- Как мы поняли, преступники узнали, что мы начали искать Аркадия, поэтому ускорились с продажей квартиры, - продолжает Павел. - Схема была простая: они нашли мужчину по имени Алексей ТРОФИМОВ, якобы похожего на брата, привели его к нотариусу Алмаш МУКАШЕВОЙ. У них даже не было удостоверения личности брата, только ксерокопия. Но нотариус спокойно заверила сделку, и вот так 4 марта 2016 года мой якобы брат продал квартиру одному из убийц - Саидазиму АМАНОВУ. В тот же день Аманов продал квартиру через нотариуса Карлыгаш КОЖАХМЕТОВУ некоему СУЛТАНГАЛИЕВУ. Как рассказывают сами преступники, Султангалиев был подставным лицом, а фактически они продали квартиру риелтору по имени Даурен. Органы следствия его так и не установили. Даурен вместе с Султангалиевым подали объявление, и 24 марта квартира вновь сменила владельца.
После убийства Аркадия Плисса и его подруги черные риелторы лишили жизни еще одну жертву, чтобы завладеть ее квартирой. А журналист Вячеслав Блощицын оказался ненужным свидетелем, поэтому они и решили его тоже убрать. Но мужчина выжил и обратился в полицию. На след преступников вышли через ту самую Бибигуль Досканову, работавшую администратором в кафе, после чего вычислили остальных членов банды. Все они впоследствии получили серьезные сроки и уже отбывают наказание. А вот как быть с проданной три раза квартирой Аркадия?
- Нам сказали, что только суд может решить судьбу имущества, - говорит Павел Плисс. - Мы с мамой подали иск в Бостандыкский райсуд по гражданским делам, наше дело рассматривала судья Аида АБИЛЬМАЖИНОВА.
Суд признал недействительными все сделки купли-продажи по квартире Аркадия Плисса. Теперь его родственникам нужно зарегистрировать свои права наследников, а затем выселять нынешних жильцов.
-Если честно, я не ради квартиры пошел в суд, - объясняет Павел Плисс. - Просто хочу добиться справедливости. Ведь причиной преступления стала не эта квартира, а возможность продать ее без лишних проблем. Судите сами: нотариус Мукашева заверила договор купли-продажи, хотя подставной продавец Трофимов совершенно не похож на моего брата. Нотариус Кожахметова в тот же день оформила вторую сделку по той же квартире. Почему ни у той, ни у другой даже не возникло и тени подозрения, что дело может быть нечисто? Поэтому я считаю, что нам необходимо на законодательном уровне добиваться ужесточения правил работы нотариусов. Например, сделать для них обязательную видеозапись всего процесса, усилить ответственность за проведение заведомо незаконных сделок. Им же совершенно все равно, они даже в суд не приходили. Квартира стоит 30 тысяч долларов, из-за нее убили двух человек, а нотариусов это нисколько не беспокоит. Хорошо, что этих риелторов поймали. Но ведь за квартиры продолжают убивать, потому что переоформить их очень просто. Вот с этим что делать?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личного архива Павла ПЛИССА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы