5486

Скатертью дорога

В субботу, 15 июля, начнут действовать поправки в закон “О дорожном движении”. Какие нормы изменились, а какие остались прежними?

Что нового?
Из закона исключили наказание для пассажиров, которые выходят из автомобиля, остановленного полицейскими, без их разрешения. Теперь они могут это делать. Но! Запрет по-прежнему распространяется на водителей - они все так же должны ждать, пока к ним подойдет человек в погонах и разрешит выйти.
Сняли запрет на аэрографию - теперь машины можно разрисовывать, но изменения нужно будет узаконить в полиции.
Официально разрешили снимать полицейских на фото и видео при остановке транспортного средства. Раньше эта норма не была четко указана в законе.
С пяти до трех МРП снизили штраф за несоблюдение требований разметки. В данном случае речь идет о нескольких видах нарушений, например заезде на стоп-линию или выезде на выделенную полосу.
Стоимость повторного нарушения осталась прежней - 10 МРП.
Прописали основания и порядок остановки транспортного средства. Сотрудник органов внутренних дел обязан последовательно совершить следующие действия:
- незамедлительно подойти к транспортному средству;
- представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение для ознакомления и установления фамилии и должности;
- разъяснить причину остановки транспортного средства;
- в случае если нарушение водителем транспортного средства зафиксировано сертифицированными специальными приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления.
Отменили сдачу экзамена для тех граждан, у которых просрочены водительские права. Здесь есть один существенный момент: после 15 июля распространяться это правило будет на всех, в том числе и на тех, у кого срок действия прав истек раньше этой даты.
Ввели норму, согласно которой инвалидов можно лишать прав за управление автомобилем в состоянии опьянения.
Увеличили с двух до трех лет срок лишения прав за отказ пройти медосвидетельствование. Считается, что подобным поведением человек автоматически подтверждает, что он пьян.
Прописали обязанности пешеходов. Теперь в законе четко указано, как должны вести себя “безлошадные”. В частности, их обязали “выходить на проезжую часть дороги на нерегулируемых пешеходных переходах, будучи уверенным, что переход будет для него безопасен. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси на остановочных пунктах, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
Ужесточили норму, связанную с двойной сплошной. Теперь выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях если это запрещено ПДД, в том числе сопряженный с разворотом или поворотом, наказывается лишением прав сроком на один год.
Отменена норма, запрещающая управление транспортным средством на основании международных или иностранных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской или иной трудовой деятельности. Распространялась она непосредственно на водителей. Теперь представители этой профессии, граждане государств - членов Евразийского экономического союза, смогут работать в Казахстане по найму.

Что обсуждали, но не приняли?
Все водители по-прежнему обязаны включать ближний свет фар не только на трассах, но и в городе. Как ни протестовали автомобилисты и некоторые эксперты, эту норму оставили без изменений - депутатов все же удалось убедить в том, что горящие фары снижают уровень ДТП.
Не появилось нормы, которая устанавливала бы 50-процент-ную скидку для тех, кто оплачивает штрафы, зафиксированные камерами. Пока она действует только в том случае, если полицейский составляет протокол на месте.
Снизился штраф только за несоблюдение правил разметки, все остальные остались либо прежними, либо, как в случае со встречкой, были ужесточены. Хотя депутаты много говорили именно о несоразмерных доходам населения штрафах, но добиться своего не смогли.
Практически ничего, за исключением появления нормы, запрещающей передвигаться по пешеходному переходу на велосипеде, не изменилось и для тех, кто предпочитает передвигаться на двухколесном транспорте. А ведь разговоров о норме, запрещающей велосипедистам (в том числе и детям - возраст нигде не оговаривается) ездить по тротуарам, было очень много. Запрещают ПДД и перевозку пассажиров на велосипеде - то есть, по идее, ты не можешь прокатить, пусть и в специальном кресле, собственного ребенка.

Споры вокруг пересечения сплошной
Лишение прав за пересечение сплошной линии разметки, разворот и поворот через нее вызвало больше всего вопросов. Первым по этому поводу высказался известный адвокат Джохар УТЕБЕКОВ.
- Данная норма дает достаточно широкое поле для трактования, - говорит Джохар. - МВД говорит о развороте и повороте через двойную сплошную, но ведь речь может идти и о развороте на перекрестке. Получается, если человек выполняет этот маневр по малому радиусу, его могут лишить прав. У водителей и сейчас проблемы с этим правонарушением, а теперь их, наверное, прибавится. Ведь полицейские всегда трактуют ПДД в свою пользу. То есть разворачиваться надо по большому радиусу, выезжая на середину перекрестка, что не всегда безопасно. Самое важное: ни выезд на встречку, ни разворот или поворот через сплошную - это не настолько серьезные нарушения, чтобы лишать за это прав на целый год. Они не соразмерны с наказанием. Ведь нет такой нормы за проезд на “красный” или превышение скорости, хотя именно они часто становятся причиной серьезных ДТП. Может быть, более суровый штраф за такое нарушение стоило бы ввести на загородных трассах, автомагистралях.
А вот инициатор нормы, о которой идет речь, депутат мажилиса Магеррам МАГЕРРАМОВ считает:
- В этом вопросе нужно не следовать эмоциям и заниматься популизмом, а руководствоваться безопасностью людей. Выезд на встречную полосу, поворот и разворот через сплошную линию - грубое нарушение, которое сопряжено с повышенным риском для здоровья и жизни участников дорожного движения. Более того, такое нарушение совершается умышленно. Для нас главным принципом при принятии этого закона были жизнь и здоровье людей. Медики говорят, что травмы, полученные при таких авариях, как правило, несовместимы с жизнью. К сожалению, сейчас в обществе многие хотят, совершая правонарушения, отделываться предупреждением или минимальным наказанием. Если мы стремимся жить, как в развитых странах, то нам нужно начать с того, чтобы быть законопослушными. Не нарушайте законы, не давайте взяток, а если нарушили - несите наказание. Надо быть ответственными за свои поступки. Если полицейские пытаются обвинить вас в том нарушении, которое вы не совершали, снимайте все на видео или фото, ведь мы дали автомобилистам такое право. Если вы не согласны с обвинением в правонарушении, опротестовывайте его по закону. Всем нужно к этому привыкнуть.

Комментарий в тему
- Изначально наша партия инициировала всего две поправки в закон “О дорожном движении”, но постепенно они стали нарастать, коллеги предлагали все новые и новые нормы, - прокомментировал депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ. - Да, у нас были очень жаркие споры вокруг статьи, обязывающей водителей включать дневной свет фар при движении по городу. Но большинство депутатов все-таки решило, что ее нужно оставить. Что же касается поправок, связанных со снижением штрафов за нарушение ПДД, их действительно отложили. Экс-депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ подготовил целый пакет поправок, в которых речь шла об уменьшении наказания для нарушителей - они сначала ушли в правительство, но после того как Мухтар Бакирович перестал работать в мажилисе, все сошло на нет. Потом нам сообщили, что поправки, касающиеся штрафов, будут приняты позже в рамках реформы кодекса об административных правонарушениях. Этим сейчас занимается Министерство юстиции.
- Почему в таком случае снизили штраф только за нарушение правил разметки? Это выглядит несколько странно.
- Наверное, правительство оставило ее депутатам в качестве вишенки на торте: мол, во многом отказали, но это оставили. Ведь в связи с этой нормой, в частности, заездом на стоп-линию, было много нареканий: далеко не во всех городах Казахстана создана такая дорожная инфраструктура, при которой она может работать.
Что касается 50 процентов скидки за нарушения, зафиксированные камерами, то в правительстве посчитали, что некоторые нормы, в том числе и эта, не должны регулироваться этим законом, а требуют отдельного постановления.

Наши цифры

- 4,5 миллиона транспортных средств зарегистрировано в Казахстане.
- Почти 200 тысяч человек впервые получили водительское удостоверение в 2016 году.
- 17 тысяч ДТП произошло в 2016 году в Казахстане, погибло 2390 человек, пострадало более 23 тысяч.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему
Облегчат ли поправки в закон “О дорожном движении” жизнь автомобилистов?
- Да, послабления все-таки есть
- Нет, лишение прав за пересечение сплошной нивелирует все остальное
- Ожидал от этого законопроекта большего
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Верите ли вы в то, что внедрение обязательного медстрахования сделает нашу медицину более качественной и доступной?
- Да, это мировая практика, которую давно пора применять и у нас.................................6 %
- Нет, взносы в фонд станут лишь очередным налогом, но на практике ничего не изменят.........................29 %
- Станет еще хуже, так как придется платить дважды - и в фонд, и врачам ..............65%


Поделиться
Класснуть