4557

Порядка ради, а не ажиотажа для

Спешим успокоить алматинцев, которые не успевают сверить данные по базе регистрации недвижимости до 1 июля: эта процедура носит… исключительно рекомендательный характер, и наказывать за опоздание и неявку никто никого не собирается. Но тут возникают вполне логичные вопросы: чем же отличились жители южной столицы, ведь попросили прийти в ЦОНы именно их? к чему тогда было назначать сроки, которые необязательны, предупреждать о возможных проблемах и тем самым создавать ненужный ажиотаж? почему о поручении, которое датировано 31 января, жителям южной столицы стало известно только в середине июня? Мы попытались выяснить все в Министерстве юстиции. И вот что из этого вышло.

После выхода публикации “Все дороги снова ведут в ЦОН” (см. “Время” от 14.6.2017 г.) в нашей газете, где главный специалист отдела недвижимости городского департамента юстиции Жанар ИСЕМБАЕВА попыталась разъяснить, зачем нужна эта сверка данных недвижимости, вопросов стало еще больше. Эксперт тогда рассказала: сверка данных необходима из-за того, что до 2013 года в базу данных не вносили ИИН (и это при том, что ИИН существует уже десять лет), поэтому необходимо лично прийти в ЦОН всем тем, кто приобрел недвижимость до этого срока.
Читатели обрывали телефон редакции, пытаясь узнать, что же их ждет, если они не успеют сверить данные о своих владениях к 1 июля или вообще проигнорируют поручение министерства.
- Я испугалась: а вдруг вообще лишусь недвижимости, ведь в интервью вашей газете главный специалист предупреждал о том, что потом могут возникнуть проблемы, - поделилась с нами по телефону пенсионерка Наталья МЕЛЬНИКОВА. - Я взяла удостоверение личности, документы и пошла в Турксибский ЦОН. Но, к моему удивлению, документы смотреть даже не стали: сказали взять адресную справку, справку об обременениях и самой их сверить. Если нет расхождений, то идти домой. На технический паспорт даже не взглянули! Это надо не нам, а им - обновить базу данных, не вставая со стула и напрягая простых жителей.
Вместе с фотокорреспондентом, у которого в отличие от меня есть недвижимость в Алматы, мы отправились в тот самый Турксибский ЦОН. Горожане выстроились в очередь, практически все пришли сюда за сверкой тех самых данных по недвижимости. Но на удивление ажиотажа нет, и операторы обслуживают быстро: ждать в очереди приходится всего 10-15 минут. Очень пожилая семейная пара медленно, держась друг за друга и за костыли, выходит из зала. Им тяжело ходить, но присутствие для сверки данных необходимо, иначе придется оформлять доверенность у нотариуса: даже если родные дети или внуки принесут их документы, без нотариальной доверенности им не выдадут даже адресную справку, заверили сотрудники ЦОНа. Причем за саму доверенность раскошеливаться должны социально уязвимые слои населения: пенсионеры и инвалиды, а не государство, которому эта самая актуализация данных и понадобилась.
- Займите очередь за справкой об обременениях, а потом подойдите к столу № 14, - посоветовали нам в справочной.
Мы так и поступили. Получив справку, заняли очередь к инспектору Турксибского ЦОНа Амирхану АКЫЛБЕКУ.
- То ли новая база у них, то ли чтобы контроля было больше, - поделился своими соображениями мужчина, стоявший перед нами.
Дошла очередь и до нас. Инспектор стал сверять документы: технический паспорт, договор купли-продажи, справку об обременениях.
- Мы купили квартиру в 2014 году, а департамент юстиции рассылал сообщение, что нужно прийти тем, кто приобрел недвижимость до 2013-го, якобы не вносили в базу их ИИН… - начала было я. Но инспектор перебил:
- 2014 год тоже надо.
- А зачем это вообще?
- Объединят базы: БТИ (Бюро технической инвентаризации. - Е.Т.) не видит данные юстиции, а юстиция не видит данные БТИ. Мы сверяем, исправляем ошибки, чтобы проблем в единой базе не было.
- Есть ли проблемы?
- Ошибок много. Чаще всего не совпадают в базе и в документах даты регистрации договоров, имена, исправляем.
Никто наши документы не сканировал, про ИИН не спрашивал. Возможно, нам просто повезло. Если же у кого-то есть какие-то несовпадения, то документы в ЦОНах должны сканировать и отправлять по почте в департамент юстиции, а те скорректируют данные.
После в Министерстве юстиции нас попросили: не нужно раздувать из мухи слона, ажиотажа не будет, все добровольно, а то, что предупреждали о проблемах, так это некоторые специалисты… не совсем точно и корректно донесли информацию до населения.
Мы отправили в ведомство шесть вопросов и получили один большой ответ, зачем и для чего все это затевалось. Спешим заметить, что ответ профильного органа несколько отличается от того, что говорили в местном департаменте и ЦОНе. Как выяснилось, 31 января поручение министерства было направлено во все территориальные департаменты юстиции, то есть во все регионы страны. Однако в регионах сверка прошла без привлечения населения, а в Алматы осталось определенное количество ошибок - около 20 тысяч, которые “невозможно идентифицировать с помощью архивных материалов”. До этого в департаменте южной столицы сотрудники самостоятельно более двух лет сверяли данные. “Данное связано с тем, что есть старые документы, которые содержат неполные данные по инициалам собственника, отсутствует дата рождения и т.п., в связи с чем ДЮ (департамент юстиции. - Е.Т.) г. Алматы был вынужден обратиться к собственникам недвижимости”, - указано в ответе на наш запрос.
- Это все делается для населения, чтобы впредь не было случаев, когда из-за одинаковых фамилий всплывают данные о недвижимости где-нибудь в другой части страны, - пояснил официальный представитель Министерства юстиции Олжас РАМАЗАНОВ.
Наши граждане давно привыкли к тому, что на все, что носит не­обязательный характер и тем более не несет никакого наказания, можно преспокойно забить и жить дальше. Что же будет именно с этой категорией алматинцев, неизвестно, но наказывать их не будут точно, и свои владения они не потеряют, заверили нас в профильном ведомстве.

Между тем
Чтобы не стоять в очередях и не создавать ажиотаж в ЦОНах, жителям южной столицы предложили несколько альтернативных вариантов обращения, теперь уже - не выходя из дома:
- звонить по “горячей линии” 119 и телефонам, указанным на сайте департамента юстиции;
- направить документы на электронные адреса сотрудников департамента юстиции;
- обратиться непосредственно в департамент юстиции.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Опрос в тему
Часто ли вам приходится ходить в ЦОН?
- Часто, потому что постоянно требуют разные справки
- Редко, один-два раза в год
- Я получаю необходимые справки по Интернету через e-gov
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Будете ли вы отстаивать свои права, если столкнетесь с незаконными действиями перевозчика?
Обязательно, они и так ни во что не ставят пассажиров ....................................................55%
Предпочту не связываться, все равно ничего не добьешься ..................................................39%
Я всегда доволен работой перевозчиков ...........6%

Поделиться
Класснуть