Гнусная история
Не на жизнь, а на смерть идет битва с мошкарой в Павлодарской области. Ради победы возвращают в русла реки, из бюджета текут сотни миллионов - борцы с терроризмом нервно курят в сторонке.
Мошка и большая политика
Начнем, как положено, с некоторых исторических данных. Павлодарские журналисты подняли свои архивы и обнаружили, что если в 2009 году на борьбу с гнусом в Павлодарской области потратили 17 миллионов тенге, то в прошлом, 2016-м, денег было выделено в десять раз больше - 170 миллионов! Увы, они утекли с Иртышом - все прошлое лето горожане не могли выйти на улицу, а в деревнях, как тогда признал новый аким области Булат БАКАУОВ, вообще только и оставалось, что объявлять ЧС. От укусов гнуса гибли цыплята, крупный рогатый скот отказывался выходить на пастбища - мошка слепила коров в буквальном смысле слова. При этом ни в Семее, ни в Омске это насекомое никого не грызло, хотя река, в которой оно размножается, одна и та же.
Призванные объяснить сей феномен ученые поразмыслили и сообщили, что мошка в соседних с Павлодаром регионах здоровая, развивается правильно, а вот в Павлодарской области вылупляются настоящие монстры, да еще и психические.
- У нас Иртыш разливается, в Семее и Омске - нет, - рассказал профессор ПГУ им. Торайгырова Канат АХМЕТОВ. - У соседей вода достаточно чистая, личинки развиваются в нормальных условиях, формируются биологически правильно для размножения. В Павлодарской области Иртыш разливается, с поймы в него несет всю ту гадость, которая там накапливается, личинки находятся в тяжелейших условиях, переживают стресс. В результате у них не образуется жировое тело, которое должно формироваться для развития яиц. Чтобы компенсировать эту аномалию, после вылупления мошки ищут себе высокобелковую пищу, то есть нас, теплокровных животных.
Нервная от стрессов павлодарская мошка стала суровым испытанием на профпригодность для акима.
В отличие от своих предшественников, которые, до того как возглавить Павлодарскую область, имели опыт руководящей работы на республиканском уровне, Булат Бакауов вышел, что называется, из народа - руководил собственным крестьянским хозяйством, затем - Качирским районом, потом - небольшим городком Аксу, после - областным центром и наконец дорос до главы региона. От того, как он покажет себя на этом посту, зависит, будет ли расти карьера Булата Жумабековича дальше. А тут еще и из республиканского бюджета согласились выделить Павлодарской области на борьбу с гнусом в четыре раза больше денег, чем в 2016 году - 595 миллионов! Понятно, что при таких обстоятельствах надежды на спокойную личную жизнь у мошки уже не осталось.
Военные хроники
Борьба началась задолго до таяния снегов: еще в январе в управлении энергетики и ЖКХ Павлодарской области павлодарцам торжественно объявили, что закончат госзакупки по травле мошки к 20 февраля. Прочие ведомства тоже не сидели на месте, в регионе было разработано целых две “гнусные” “Дорожные карты”. Первую создал научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга. По ней ученые обязались с апреля определять потенциальные места выплода мошек, обследовать прибрежную часть всего русла Иртыша, составлять схемы географических координат кровососущих. Вторую “Дорожную карту” разработали в областном департаменте по защите прав потребителей.
- И у нас тоже предусматривается мониторинг по всей области, - сообщила заместитель руководителя департамента Ирина СОРОКИНА. - Правда, у нас кратность мониторинга будет меньше, чем у научного сопровождения.
Из 595 миллионов тенге 351,3 миллиона пошло на закуп бактицида - биологического препарата против личинок комаров и мошек. Фирма “Биофарм KZ” взялась поставить 157 400 литров бактицида в виде 30-процентного водного раствора, разлитого в десятилитровые канистры, по 2237 тенге за литр. Конечно, в российском ПО “Сиббиофарм”, где она его приобрела, можно купить сухой концентрат по 320 рублей и развести его на месте, тогда литр готового продукта с учетом курса рубля обошелся бы примерно в 543 тенге. Но в управлении энергетики и ЖКХ области и в самой фирме “Биофарм KZ” решили, что экономить и рисковать в этом вопросе не следует! А ну как у местных разливщиков рука дрогнет и в Иртыш будет слита суспензия с другими процентами?
У мошки вырос рот
Наконец на прошлой неделе павлодарцам объявили: у мошки вырос рот! А это значит - надо травить срочно! Представитель Республиканского научно-практического центра санэкспертизы и мониторинга, кандидат биологических наук Жанна ШАПИЕВА объявила: препарат нужно успеть слить в Иртыш в тот момент, когда мошка есть уже научилась, а летать - еще нет. События приняли стремительный оборот. “Регулирование паводковой ситуации проводится под руководством акима области”, - сообщил близкий к госорганам ресурс mypavlodar. Оказалось, авторы не преувеличили. Как пояснили нашей газете компетентные люди в акимате Павлодарской области, Булат Бакауов действительно поднял перед правительством вопрос о том, чтобы сбросы из Шульбинского и Бухтарминского водохранилищ в ВКО закончились раньше, чем мошка начнет летать, и вода в Иртыше успела бы вернуться в русло. Иначе вся травля насмарку. Впервые в Казахстане гнус кормили бактицидом не только в районе городов, но и в деревнях, расположенных вдоль Иртыша. Через каждые сто километров от границ Семипалатинской области до Омской в самые узкие места реки выходили корабли, рабочие пробивали в канистрах с препаратом днища, чтобы ускорить процесс (горлышки оказались слишком узкие), затем по команде бактицид сливали под винты корабля, которые распыляли его от берега до берега, создавая плывущую стену.
Теперь остается только ждать. Уже очень скоро мы узнаем, кто победил: мошка в надежде сохранить свою популяцию или павлодарцы во главе с акимом в надежде на нормальное лето и карьеру.
Ольга ВОРОНЬКО, фото Валерия БУГАЕВА, Павлодар