Алматы сегодня и завтра
Во вторник в южной столице стартовала конференция Urban Forum-2016 - диалоговая площадка, в рамках которой специалисты и не только делятся идеями о том, как сделать город лучше.
Urban Forum проходит в Алматы уже второй раз. В прошлом году он был посвящен идентичности южной столицы, а в этом главной темой стала концепция Resilience (англ. устойчивость) - способность города как устойчивой системы развиваться, противостоять негативным факторам и справляться с дефицитом ресурсов, не теряя своей самобытности.
В самом начале конференции участникам были представлены итоги исследования социальной идентичности спальных районов Алматы на примере микрорайонов “Орбита”, “Тастак” и “Шанырак”. Результаты опроса жителей этих трех районов оказались довольно любопытными. К примеру, абсолютное большинство (91 процент) жителей “Орбиты” жалуется на нехватку рабочих мест. Чуть меньше недовольных этим обстоятельством в “Шаныраке” (80 процентов), а в “Тастаке” безработица беспокоит 67 процентов жителей. При этом почти четверть опрошенных - по 24 процента в “Орбите” и “Шаныраке” и 22 процента в “Тастаке” - заявляют о нехватке рабочих мест именно в офисной сфере.
Что касается общественной активности горожан, то она очень низкая - два процента в “Орбите”, три - в “Тастаке” и 12 процентов в “Шаныраке”.
Мест для досуга алматинцам вполне хватает: по количеству торговых центров, магазинов и точек общепита опрошенные поставили городу пять баллов. Однако в городе, считают жители, слишком мало парковых зон и детских площадок - в этом мнении сходятся обитатели “Орбиты” и “Шанырака”. А еще горожане хотят, чтобы в городе проводилось больше культурно-массовых мероприятий. К примеру, в “Шаныраке” 45 процентов желают участвовать в спортивных мероприятиях, в “Тастаке” наибольшей популярностью пользовались бы ярмарки (25 процентов) и фестивали (23 процента), в “Орбите” хотели бы видеть мастер-классы (29 процентов), ярмарки (21 процент) и фестивали (20 процентов).
Оглашая результаты социологического исследования, организаторы Urban Forum-2016 выразили надежду на то, что городские власти и бизнесмены учтут пожелания горожан и сделают их жизнь более комфортной.
В ходе конференции заместитель акима южной столицы Асель ЖУНУСОВА (на снимке) заверила, что некоторые предложения алматинцев по поводу благоустройства мегаполиса уже в скором времени станут реальностью. Например, в 2017 году городские власти планируют приступить к модернизации более 20 парков, в том числе парка Первого президента, “Южного”, четырех скверов и т. д.
Кроме того, разработаны проекты пешеходных зон по концепции датского архитектора Яна ГЕЙЛА, строительные работы тоже должны начаться в следующем году. Все это, по мнению замакима, будет способствовать развитию туризма, которому государство сейчас уделяет большое внимание. А для того чтобы сделать посещение Алматы туристами еще более приятным, администрация города намерена совместно с акиматом Алматинской области взяться за обновление дорожной инфраструктуры. Ведь практически любой турист, приезжающий в южную столицу, посещает Кольсайские озера, Тургеньские водопады, Чарынский каньон и другие достопримечательности, до которых порой не так-то просто добраться.
Асель Жунусова также говорила о том, что для алматинских властей помимо туризма сейчас в приоритете создание благоприятных условий для развития частного бизнеса. С этой целью горакимат планирует передать до 2020 года в конкурентную среду более 50 объектов, в том числе музыкальные и спортивные школы.
- Частники всегда эффективнее управляют, потому что они экономят, рационально все распределяют, - заметила Асель Жунусова.
Стоит отметить, что о положительных сторонах передачи некоторых объектов в частные руки говорили и представители гражданского общества, которые обычно выступают против подобных инициатив. По мнению представителя Центра урбанистики при Центре развития Алматы Ерканата ЗАИТОВА (на снимке), парки неплохо было бы монетизировать, то бишь передать бизнесменам, которые могли бы более эффективно использовать и лучше следить за ними. Однако эту идею сидевшие в зале люди не поддержали - пофыркали, а кто-то заявил: страшно становится от таких инициатив. А вот другие мысли спикера пришлись участникам Urban Forum-2016 очень даже по душе. К примеру, идея создания по руслам рек и вдоль улиц так называемых зеленых коридоров - зеленых пешеходных зон, которые соединяли бы между собой парки, скверы и основные достопримечательности города. А также предложение по увеличению парковых зон города, о чем, как уже говорилось выше, мечтают многие алматинцы.
Шла на конференции речь и о транспорте, который в контексте экологии города предстает далеко не в лучшем свете. Менеджер проекта программы развития ООН в Казахстане “Устойчивый транспорт города Алматы” Елена ЕРЗАКОВИЧ (на снимке) говорила о необходимости экологической маркировки автомобилей, которая поможет уменьшить загрязнение окружающей среды. Система экомаркировки, уже действующая на Западе и внедряемая сейчас в России, предполагает, что каждый автомобиль должен иметь наклейку, указывающую уровень выбросов им вредных веществ. В последующем машинам с высоким уровнем выбросов можно будет запретить въезд в определенные районы города, на территорию особо охраняемых природных зон и т. д. Кроме того, есть идея дифференцировать налогообложение в зависимости от уровня выбросов: чем больше загрязняешь воздух, тем больше платишь.
То есть в целом концепция, по словам Елены Ерзакович, направлена на то, чтобы сделать использование старых автомобилей экономически невыгодным, стимулируя население, в том числе и с помощью государственных субсидий, на покупку новых, более экологически чистых машин.
Однако представитель Центра развития предпринимательства КБТУ Руслан ЕГИМБАЕВ (на снимке) считает, что стимулировать людей таким образом не получится, потому что у народа нет денег. А кредитование, даже под низкий процент, доступно далеко не всем.
- Заставить человека перейти с десятилетней иномарки на новую “ладу” невозможно, - сказал он. - А у тех, кто хочет поменять машину, могут возникать проблемы с банками. Расскажу про собственный эксперимент... Около года назад я продал свою машину и начал ездить на такси, пользоваться общественным транспортом. Просто хотел проверить, насколько это возможно. Оказалось, не только возможно, но и выгодно. Есть, конечно, и недостатки - когда ты в автобусе висишь на поручне, как шимпанзе, и тебя болтает туда-сюда. Но это уже вопрос к уровню профессионализма водителя. Но, в принципе, те технологии, которые мы пытаемся внедрять, позволяют расширять бизнес, связанный с car-sharing: когда вы можете сдавать машину в аренду, подсаживать к себе по дороге других людей... Еще есть идея использовать маршрутки: человек может с мобильного телефона вызвать автобус, он подъедет на точку и будет постоянно менять маршрут в зависимости от того, где он подбирает пассажиров и где должен их высадить. Такого рода технологии, мы считаем, выгодны и для пассажиров, и для водителей. Я уверен, для того чтобы решать проблемы глобально, нужно воздействие с трех сторон: горожан, государства и бизнеса.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы