9712

Благотворительность для лохов

Как отличить тех, кто, беззастенчиво прикрываясь заботой о нуждающихся в помощи, обманывает нас?

Мы уже рассказывали о том, как одна из жительниц Алматы ходила по всем благотворительным организациям города, собирая деньги и продукты для инвалидов-детей, брошенных своими родителями. Детей она якобы приютила у себя, и всем им требовалось лечение. Несколько лет бизнес женщины процветал, пока мы не решили познакомиться с детьми и навестить ее по указанному в заявлениях адресу. Никого она не опекала. Жила с сожителем и торговала продуктами и вещами, которые получала от добрых людей.
Известен случай, когда в соцсетях собирались деньги для дедушки (фото прилагалось), которого уже два года не было в живых.
Волонтеры Алматы рассказали случай, когда мама на деньги, собранные для ее якобы больного ребенка, сделала себе пластическую операцию.
Приводя эти примеры, мы не призываем вас отказаться от доб­рых поступков, мы хотим предупредить.

Волонтёр или мошенник?

Анна ТОКИШЕВА, волонтер, одна из организаторов движения “Я рядом!”:
- Волонтер, решивший включиться в денежный сбор для лечения ребенка, должен иметь доверенность или расписку мамы или папы, написанную от руки, в которой должно быть указано, какая сумма необходима для лечения и то, где предстоит лечение, все документы на ребенка, и обязательно должен быть указан счет одного из родителей.
Ни один нормальный волонтер не будет собирать средства на свою карту, если нет разрешения от родителей.
Не понимаю волонтеров, ратующих за то, чтобы определенный процент от сбора шел на оплату их труда.
Вполне возможно, если фонд прописывает в своем уставе некоторые отчисления на свое содержание (аренда, зарплата), то это законно. Но вы должны знать, вся ли пожертвованная вами сумма идет на лечение или только часть. Поэтому попросите, чтобы вам дали прочитать устав.
Мы с подругами по движению отчитываемся до тиынки за каждый сбор. Бывает, человек, перечисливший, например, две тысячи тенге, делает контро­льный запрос мне: я перечислил, дошла ли сумма? Отправляю его к постам мамы ребенка, она тоже пишет отчеты, прошу добровольца прислать скрин чека и отчитываюсь дополнительно. Ничего страшного - это право каждого знать, куда он отдал деньги. Если же вам в ответ начинают грубить или ведут себя агрессивно, это повод усомниться в прозрачности отчетов. Опять-таки, нормальные волонтеры так себя не ведут.
Баян УСЕН, председатель частного Международного благотворительного фонда имени Ануарбека Усенова:
- Сомневаетесь, хотите быть уверенными, что перед вами действительно идет сбор на чьи-то нужды и никто вас не обманывает, сделайте запрос в благотворительный фонд, от имени которого волонтеры выступают, они обязаны согласно порядку обращения физических и юридических лиц ответить на все вопросы.
Хотите сами открыть благотворительную организацию? Если речь идет об общественном объединении, требуется десять инициаторов, если фонд, то это может быть и один человек.
Надо только ознакомиться и впоследствии соблюдать закон о некоммерческих организациях.
Никаких трудностей.
Как я лично отношусь к тем, кто просит на улице?
Стараюсь проходить мимо, уж столько в жизни лохотронов повидала… Я не подаю нищим, потому что вижу, как в моем районе по вечерам их увозят на джипах… Добро должно быть с кулаками.

Где нужна помощь

Марина НИКУЛИНА, учитель при онкологическом детском отделении Республиканского онкоинститута:
- Я благодарна всем алматинцам, которые находят время и выделяют на наших детишек деньги из своего семейного бюджета. Особенно после химио­терапии детям хочется чего-нибудь вкусненького, а у родителей нет денег, чтобы порадовать ребенка. И как съедены принесенные вкусности, и как потрачены денежки, про все это я в Интернете на своей страничке даю фототчет. Дополнительные пособия, краски, раскраски, все для поделок после уроков - это то, что всегда нам нужно.
Нам очень нужны волонтеры-водители, которые бы согласились время от времени отвозить на железнодорожный вокзал детей с ампутированными конечности. В общественном транспорте им очень трудно.

Подсказка

- Прежде чем сделать пожертвование, проверяйте информацию. Можно сделать запросы в Интернете или позвонить нуждающемуся человеку.
- Боксы, куда вам предлагается бросить денежную купюру, должны быть опечатаны, ключ должен находиться у близких человека, ради которого объявлен сбор.
- В магазинах, где стоят прозрачные ящики для пожертвований, ящики должны быть опечатаны, ключ должен находиться не у администрации и не у волонтеров, а, как вы поняли, у родных человека, которому идет сбор. Но администрация при вашем требовании должна показать вам письменно заключенный договор на установку ящика.
- Если вы отдали деньги лжеволонтерам, то, как утверждают настоящие волонтеры, привлечь их к ответственности невозможно.
- Если вы решили сделать пожертвование в приют или любую другую благотворительную организацию, то вам должны выдать квитанцию, в которой будет прописано, что вы, допустим, сделали отчисления на безвозмездной основе на питание. Так делают в приюте для матерей-одиночек в Алматы.
- Фонды, заботящиеся о своей репутации, добровольно приглашают аудиторов и не скрывают результаты проверки ни от кого. Это практика Добровольного общества “Милосердие” (ДОМ).
- Все, кому нужна финансовая помощь, особенно на лечение, открывают счета, и лучше пожертвования делать на счет. Если сбор идет через фонд, то легко можно проверить, дошла ли ваша помощь до адресата.
- Если есть возможность, лучше оказывать адресную помощь лично.

Мнение эксперта

Жулдыз ОМАРБЕКОВА, основатель ежегодной общественно-национальной премии в области благотворительности “Алтын Жүрек”:
- Мы 10 лет являемся свидетелями добрых дел и крупных компаний, и простых людей. Мы мониторим ситуацию, и я бы особо отметила качественный рост благотворительности. Это очень радует.
10 лет назад обращение в крупную компанию оказать спонсорскую помощь удивляло их, а некоторых даже возмущало: “Самим денег не хватает, - говорили, - а тут вы еще просите”. Сейчас вы уже не найдете таких компаний. У нас сегодня процветает социально ответственный бизнес, когда руководители фирм и компаний наконец поняли, что благотворительность улучшает их имидж, а также то, что бизнес и общество взаимосвязаны: чем лучше живет население, тем больше оно потребляет услуг бизнеса.
Даже при мелком, малом и среднем бизнесе, не говоря уже о крупном, есть специальные отделы по социальным проектам. 10 лет назад благотворительность в Казахстане была в зачаточной стадии, которая сводилась в основном к помощи неимущим. Я мечтаю о высшей форме благо­творительности, когда люди помогают тем, кто рядом, и тем, кто за границей, в других странах, участвуют в благотворительных аукционах, помогая культуре, творчеству и разным другим направлениям. Можно сказать, что мы перешли на более высокую ступень благо­творительности. Сколько благо­творительных концертов и вечеров стало! Если раньше в год или за полгода проводился один благотворительный концерт с участием звезд и известных людей, то сейчас - почти каждую неделю.
Среди критериев, по которым определяют развитие качественной благотворительности, - состояние волонтерства в стране. За последние два-три года у нас наблюдается бум волонтерства. То есть люди не открывают общественные организации и фонды, они просто объединяются, чтобы посещать стариков, собирают вещи для многодетных семей, участвуют в сборе средств для лечения...
Нынешнюю статистику я не знаю, а в недавнем прошлом у нас было пять тысяч благотворительных фондов. Но они ничего не решат, если не подключатся 17 миллионов казахстанцев…

Где ждут вашей помощи

- Детское отделение Республиканского НИИ онкологии, контакт­ный телефон 8-701-222-60-64, Марина Никулина.
- Восьмилетняя Тамирис Тлеубалдиева, ставшая инвалидом после того, как ей сделали прививку. Курс лечения в Словении, где им обещали помочь, стоит 8600 евро. Телефон бабушки Тамирис 8-702-196-38-52.
- На сайте Добровольного общества “Милосердие” опубликованы имена детей для сбора средств на лечение.
- Приют для матерей-одиночек в Алматы, телефон 257-06-04.
- При общественном фонде инвалидов “Подранки” сейчас в крайне тяжелой ситуации находятся пять человек. На все вопросы вам ответят по телефону 8-705-219-82-45, Галия Табатаева.

Цифры “Алтын Жүрек” за 10 лет
- 95 человек и компаний стали лауреатами ежегодной национальной премии в области благотворительности “Алтын Жүрек”
- Более 1000 человек подавали заявки на участие в конкурсе
- На сумму свыше 110 миллиардов тенге осуществлена благотворительная деятельность номинантами и лауреатами
Ими построено и отремонтировано:
- 55 школ,
- 35 больниц,
- свыше 20 детских садов,
- для 5000 ветеранов проведен ремонт домов и квартир, 30 спортивных школ построено, более 3000 тяжелобольных детей спасено.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Опрос в тему
Как бороться с лжеволонтерами?
- Откликаться только на просьбы своих родных и знакомых, которым необходима посторонняя помощь.
- Создать в стране благоприятные условия для бизнес-структур, занимающихся благотворительностью.
- Пусть государство выделяет больше денег на лечение детей за границей и на достойную старость!

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Как эффективнее выявлять места, где собираются экстремисты?
Ужесточить ответственность владельцев арендных квартир за регистрацию жильцов - 25%
Усилить работу участковых - 59%
Призвать соседей сообщать о подозрительных жильцах - 16%

Поделиться
Класснуть