Надоело видеть то, чем дышим!
Когда два года назад у 90-летней жительницы Алматы Надежды КРАТЬКО сгорел дом и она пережила зиму под открытым небом, Ануар НЕСИПБЕКОВ (на снимке) стал одним из тех, кто построил бабуле новый добротный дом за три месяца! Он, как и другие волонтеры, тогда попросил не называть в публикации его имя и место работы. Как и количество денег из личных сбережений, которые каждый из них внес в строительство жилья для погорелицы.
Ануар в те дни несколько раз привозил на стройку свою дочь. Чтобы показать, что человеку нельзя жить на пепелище и в адской грязи. Чтобы девочка знала, что если очень захотеть, этот мир можно сделать добрее и чище. Самим.
- Ануар, вы тогда отмолчались, а мы не настаивали, поскольку ваша позиция вызвала огромное уважение. Сейчас вы вошли в команду, которая борется за чистый воздух Алматы, за экологию нашего города, и, как видно, делаете все для того, чтобы о вашей деятельности слышали...
- …И принимали в ней активное участие. Все! На самом деле строительство методом асар одного дома в рекордно короткие сроки и то, о чем я сегодня хотел бы сказать, - это вещи немного разного порядка. Помочь одной бабушке можно было личными сбережениями небольшой группы добровольцев. В очистке же атмосферного воздуха Алматы должны принять участие все владельцы автомашин, - убежден президент объединения юридических лиц (ОЮЛ) “Ассоциация профессионалов газобаллонного оборудования (ГБО)” Ануар Несипбеков.
Чем мы дышим
- В 2007 году было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что ежегодный объем вредных выбросов в атмосферу Алматы превышает 237 000 тонн. За прошедшие девять лет ничего не изменилось.
Мы произвели расчеты экономического ущерба воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения Алматы, учитывая все возрастные категории, и выяснилось, что экономический ущерб только за 2011 год составил 26 550 млн. тенге. В исследовании не проводились оценка издержек, связанных со страданиями от болезней, готовностью населения платить за предотвращение риска, превентивные расходы домашних хозяйств и другое. Поэтому наши расчеты можно рассматривать как нижнюю планку оценки вреда.
А минувшей зимой был проведен анализ профессионализма квалифицированных специалистов южной столицы. Результат плачевный: только двое ответили на вопрос, что такое газ и как его добывают.
Много “специалистов”, которые занимаются установкой газобаллонного оборудования на авто, только насмотревшись видео на YouTube. Есть лжеспециалисты из Турции, Грузии и Узбекистана. Они сегодня установят, уедут (сбегут, хорошо заработав), а последствия могут оказаться тяжелыми, за которые приезжие специалисты никакой ответственности нести не будут.
По нашим расчетам, для успешного переоборудования автомобилей на ГБО, которое должно завершиться к 2020 году, необходимо 500 специалистов высокой квалификации, а сегодня их не более 300.
В первой половине нынешнего лета мы провели анализ с выездами в точки продаж ГБО. Результат: примерно 80 процентов оборудования является некачественным!
Наш анализ также показал, почему некоторые фирмы - установщики ГБО - не хотят входить в ассоциацию: одним так легче уходить от налогов, другие не доверяют, третьи считают себя профессиональнее других.
Не все ещё потеряно
- В 2008 году специалисты из Канады и Японии провели свое исследование экологии южной столицы. Главная причина сильной загрязненности атмосферного воздуха - перенаселенность города. По мнению экспертов, население Алматы не должно превышать 700 000 человек. Сейчас же в городе, только по официальным данным, проживает более 1 500 000 человек!
Существенно поможет решить проблему загрязнения воздуха в Алматы оптимизация дорожного движения: строительство развязок и развитие экологически чистого общественного транспорта, перевод существующего на работу на газе. Это известно всем. Но давно пора более активно применять на практике опыт других стран. Например, в Мадриде ограничивают парковку на улицах. К 2020 году власти Китая планируют полностью отказаться от использования угля и наложить запрет на его продажу и распространение в шести провинциях. Приоритет в Пекине будет отдан электричеству и натуральному газу. Весной 2015 года в Париже для стимулирования людей оставить свои машины ввели бесплатный проезд в общественном транспорте и устроили бесплатные парковки возле домов. В Афинах автомобили с четными номерами могут въехать в центр по четным дням, а с нечетными номерами - по нечетным.
Если ничего не предпринимать сегодня, то завтра мы будем вынуждены пойти по стопам Пекина, где 7 декабря прошлого года был объявлен “красный” уровень тревоги по загрязнению воздуха - впервые в истории этого мегаполиса. Это значит, что на улице нельзя выполнять физические упражнения, бегать, быстро ходить и вообще без надобности лучше не выходить из дома.
Мне очень хочется, чтобы об Алматы думали не только как о финансовом центре, но и как о вечнозеленом городе, чтобы с Коктобе, как и прежде, открывался прекрасный вид.
Только цифры
- Из объема вредных выбросов в Алматы около 80 процентов приходится на автотранспорт.
- По последним данным, на трех жителей южной столицы приходится один автомобиль. Получается, только в Алматы сейчас около 500 000 автомобилей плюс более 200 000 ежедневно въезжают в город из пригорода.
Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира Заикина, Алматы