3323

Выбивай, да знай меру

Казахстанцы должны банкам более четырех триллионов тенге, сообщил директор департамента методологии финансового рынка Национального банка Нурлан АБДРАХМАНОВ (на нижнем снимке) в ходе прошедшего во вторник в Алматы “круглого стола”, посвященного законопроекту о коллекторской деятельности.

По данным Нурлана Абдрахманова, на сегодняшний день 5 081 548 казахстанцев имеют кредиты, больше чем в половине случаев взятые на потребительские цели. Из них 1 040 372 человека имеют просрочку более 90 дней, причем 444 357 должников попросту скрываются. Банки между тем все активнее прибегают к услугам коллекторов: в 2014 году они передали коллекторским агентствам 850 027 должников, в 2015-м - 898 226, а в первом квартале 2016-го - уже 243 540 человек. Но поскольку деятельность коллекторских агентств - а их в Казахстане более 200, причем некоторые зарегистрированы в офшорных зонах - не регулировалась, в этой области возникли определенные проблемы. В частности, кредиторы стали привлекать к взысканию задолженности аффилированные структуры, появилась практика субколлекторства. Кроме того, коллекторы, собирающие сведения о гражданах, не были ограничены в передаче этих данных другим лицам. В связи с этим назрела необходимость в разработке соответствующего законопроекта, который сейчас находится на рассмотрении мажилиса парламента и, как ожидается, будет принят в декабре этого года.
Согласно этому документу коллекторы будут заниматься досудебным урегулированием споров кредиторов с должниками. Осуществлять коллекторскую деятельность будет позволено только юридическим лицам, которые должны пройти учетную регистрацию в Нацбанке и дождаться включения в реестр коллекторских агентств. При этом сотрудником коллекторского агентства, который непосредственно работает с должниками, не может быть человек, не являющийся гражданином Казахстана; имеющий неснятую или непогашенную судимость; состоящий на учете в психоневрологическом, туберкулезном, наркологическом диспансерах; менее трех лет назад уволенный с госслужбы, из правоохранительных и специальных органов по отрицательным мотивам и т. д. Банки смогут передавать должников (кроме уязвимых слоев населения, лиц, заложивших единственное жилье и тех, в отношении кого уже применены инструменты урегулирования) коллекторам только в случае их письменного согласия и при наличии задолженности свыше 60 дней. Взаимодействовать с должниками коллекторы смогут путем личных встреч, телефонных переговоров, переписки по Интернету и т. д. При этом встречаться с должником коллектор обязан будет не более одного раза в сутки, а звонить не чаще трех раз в день, причем время взаимодействия тоже ограничивается: с 8.00 до 21.00 в будни и с 10.00 до 17.00 в праздничные и выходные дни. Кроме того, коллектор должен будет по требованию должника фиксировать процесс общения с помощью аудио- и видеотехники. Если же он откажется это сделать, то заемщик вправе фиксировать разговор на собственную аппаратуру либо вовсе отказаться от взаимодействия с коллектором. При нарушении коллектором требований этого нормативного акта должник будет вправе обратиться в Национальный банк, на который возложена функция контроля за деятельностью коллекторских организаций.
- Если мы выявляем нарушения незначительные, но множественные, системные, то применяем ограниченные меры воздействия, - говорит Нурлан Абдрахманов. - То есть делаем предписание прекратить или принять меры, устраняющие такие нарушения. Если же мы продолжаем наблюдать со стороны коллектора нарушения, получаем жалобы, то ставим вопрос об исключении этого коллекторского агентства из реестра.
Законопроект также регламентирует обязанности должников. К примеру, заемщик должен будет извещать коллекторское агентство об изменении своего места жительства, имени, фамилии и отчества, контактной информации. Кроме того, по закону он обязан будет раскрывать достоверную информацию о своем образовании, уровне доходов и расходов, составе семьи, месте жительства, наличии имущества, на которое может быть обращено взыскание для погашения задолженности. Скрывать такую информацию, а также уклоняться от взаимодействия с коллекторским агентством и препятствовать его деятельности должник не вправе. Если же он не будет выполнять все эти требования, то его дело попадет в суд, говорят представители Нацбанка. А это для должника невыгодно, поскольку, во-первых, его долг возрастет на сумму судебных издержек, а во-вторых, после вынесения решения ему, скорее всего, придется столкнуться с частными судебными исполнителями - а это, по словам президента общественного фонда “Флора” Канагат ТАКЕЕВОЙ, гораздо хуже, чем мирное досудебное урегулирование спора.
- Мы с нетерпением ждем, когда же наконец этот законопроект будет принят, - сказала она. - Потому что основную массу должников банки сейчас передают частным судебным исполнителям. А с ними у нас было много случаев конфронтации - были увечья, доходило до суицида. Поэтому мы положительно относимся к данному законопроекту. Более того, все наши предложения туда были внесены. Если будет урегулирован весь механизм, если регулятором будет выступать Нацбанк, нам будет гораздо легче.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть