2691

Война окончена. Всем спасибо...

 

С каждым новым Днём Победы среди нас всё меньше тех, кто её завоевал...

Главная награда

Валентина Ануфриевна ЕВДОКИМОВА (на снимках) нас ждала. Маленькая хрупкая женщина на вопросы тихо отвечала:
- Не помню.
Мы спрашивали о войне.
На столе лежала стопка фотографий военных лет.
- Мама, - говорила ей дочь, - это ты в Германии, май 1945 года.
- Да, - вглядывалась в свое прошлое женщина, - это я.
- А шрам от ранения на спине, рядом с позвоночником, откуда? - помогала маме дочь.
- Ранение? Да. На фронте.
 Вместо деталей, касающихся этого события в ее жизни, она говорит, что у нее была фронтовая подруга, которая погибла в той войне. Через годы, после победы, когда она в мирной жизни торговала алматинскими яблоками, ее нашел отец подруги. Он спросил: “Тебя зовут Валей?” “Да”, - ответила она,  - собираясь положить на весы огромный апорт. Мужчина заплакал.
У Валентины уже была семья, дети. То, что составляет смысл жизни…Мужчина рыдал. Она тоже. На войне старалась не плакать, а тут, у прилавка с яблоками, не выдержала.
Еще Валентина Ануфриевна несколько раз вспомнила, что когда вернулась с фронта летом 1945 года и пришла вставать на учет в военкомат, там, принимая документы демобилизованной красавицы, кто-то сказал ее будущему мужу: вот, мол, тебе невеста. Как в воду глядел...
Вот так, в коридорах госучреждений, решались самые важные вопросы жизни.
До фронта, когда Валентине Ануфриевне не было 18 лет, летом 1941 года ее вызвали в райком комсомола и спросили:
- Хочешь на фронт?
Наверное, это был даже не вопрос. Или вопрос, на который был ожидаем только один ответ. Сначала отправили в Ташкент в школу радистов, а через три месяца - поездом мимо Алма-Аты - на войну, до лета 1945 года. И вот теперь на все вопросы о войне она беспомощно улыбается:
- Не помню.
Память не хочет ее возвращать в те годы, упорно начиная отсчет от момента, когда она встретилась с мужем, чтобы вместе с ним воспитывать детей.
Ей 93 года. Жилетка увешана наградами. Красиво. Но все-таки главная награда в жизни Валентины Ануфриевны - это ее дети, которые сейчас о ней заботятся. А подруге до такой награды дожить не довелось...

Кров для героя
У Сергея Серафимовича БОЧАРОВА (на снимках) мы встретились с учениками 32-й алматинской школы. Ребята приходили познакомиться с ветераном.
Ветеран сказал детям:
- Вы приходите еще.
Раз сказал, два, три…
Со стены на всех поглядывал Иосиф Виссарионович Сталин. Верховный главнокомандующий был подобран фронтовиком из макулатуры, кем-то приготовленной для отправки в мусорный контейнер. Там их было штук шесть, усатых и свысока посматриваю­щих. Сергей Серафимович все портреты брать не стал, выбрал один и определил ему почетное место на противоположной стороне от семейных и фронтовых фотографий. Вроде как приглядывает. Через годы. А чего рассматривать? Кухня-клетушка в два метра с заколоченным окном, шаткий пол в прихожей и у порога в квартиру. Приватизированная бывшая душевая в бывшей общаге.
В свои 93 он сам моет полы, готовит себе обеды и ходит за продуктами.
Жилье вроде как есть и вполне сошло бы для молодого несемейного человека, у которого все впереди, с перспективой скоро улучшить жилищные условия. Но как подведение итогов для человека, который прошел ад войны по призыву родины, - грустное зрелище.
С ребятами была замечательная учительница Зухра Шакиевна БЕРДИГОЖИНА. Она правильно сформулировала для детей: человек, который мог ежесекундно погибнуть за наше счастливое будущее - герой. Ребята кивали и оглядывали жилье ветерана и, вполне вероятно, делали свои выводы, как в этом светлом будущем живут герои, которым на сегодняшний день больше 90 лет. И которых только в Алматы 652 человека. 20 лет назад их было 10 тысяч.


Вместо P.S.

Детей победителей не судят?

- В Алматы за год уходит около трехсот фронтовиков, - рассказывает Алла Федоровна МОИСЕЕВА (на снимке), заместитель председателя городского совета ветеранов. - Осталась небольшая горстка.
- Накануне праздника и особенно после всегда находятся ветераны, которых обделили вниманием: кто-то до сих пор не имеет своего жилья, к кому-то не прикреплен социальный работник…
- В Алматы к 65-летию Победы квартиры получили все ветераны, у которых на тот момент не были решены жилищные проблемы. 101 квартира. Но мы были в удивлении, когда к концу того же 2010 года половина выделенных квартир уже не принадлежала владельцам: либо были подарены, либо проданы. Был случай, когда ветеран подарил квартиру сыну, тот взял кредит под залог этой квартиры, не смог справиться, и ветеран снова остался без жилья. К сожалению, иногда за счет ветеранов решают свои житейские вопросы их дети, а сейчас уже внуки начинают это делать…
В последующие пять лет было выделено еще 47 квартир, их получили приехавшие в наш город ветераны, вставшие на очередь на получение жилья. Сейчас в очереди опять стоит около 20 человек.
Нельзя говорить, что за все эти годы государство плохо относилось к героям войны, ни в коем случае. У тех, кто перебирается в Алматы в столь преклонном возрасте, конечно, могут быть причины перемены места, скорее всего, дети, но там, откуда прибыли бывшие фронтовики, у них было свое жилье … Если же у их детей, к которым они приехали, нет условий, мы предлагаем фронтовикам дом ветеранов, где каждому предоставляется комната и полное соцобеспечение. Но после того как в декабре прошлого года было принято постановление, что жильцы дома будут получать 30 процентов пенсии, а не сто процентов, как ранее, из дома ветеранов старики стали уходить. Проживание в доме ветеранов стало невыгодно их детям. Увы, вместо того чтобы проявлять заботу, некоторые потомки живут за счет пенсионеров-ветеранов…
Мы можем помочь ветерану, но на детей мы повлиять не можем! Может быть, пора принимать законы, чтобы дети победителей отвечали за свое поведение?
По социальным работникам. Они выделяются одиноким ветеранам или тем, у кого дети живут за пределами Алматы. Это прописано законодательно.
Но есть одна проблема, которую стараются в обществе не замечать. Моя боль - труженики тыла, которые не получают должной поддерж­ки.
Ко мне недавно пришла бабушка, у нее минимальная пенсия - 28 тысяч тенге. Участники войны получают больше ста тысяч. Просто сравните цифры.
Тружеников тыла в Алматы 22 тысячи.
В соответствии с постановлением правительства у нас статус труженика тыла присваивается тем, кто работал полгода в годы войны. Бабушка, которая живет на 28 тысяч, рассказывает, что вместе с матерью в госпиталях замачивала бинты и стирала их. Ей не было и десяти лет. Не было тогда разделения на детей и взрослых, все работали.
Не хочу сравнивать тружеников, которым в годы войны было 18 и больше лет. Не я, правительство сравнивает. Мы добивались, чтобы у нас было как в России: там “отрезали” 1932 годом, и все. У нас нет такого четкого деления. В Алматинской области уже 1939 год включают в тружеников тыла. Это тоже неправильно. Мы предлагаем ввести статус “дети войны”, но нам много лет не удается это пробить.
Победа ковалась не только на полях сражений, но и в тылу.
Если сейчас не обратить внимание на бедственное положение тружеников тыла и тех, кого можно назвать детьми войны, то потом будет поздно. С каждым днем их становится меньше.
Есть положительные примеры, хочу поделиться с вами. В прошлом году пришли ко мне бизнесменки и сказали, что хотят помочь женщинам, чьи мужья погибли на фронте. Я бесконечно им благодарна, что проявили заботу о вдовах. Хотела бы обратиться ко всем: наше внимание и забота ветеранам, участникам трудового фонта нужны не только на День Победы. Нужны не разовые акции, приуроченные к Дню Победы, а постоянные.

Наша справка

 - В этом году в Алматы к Дню Победы ветераны войны получат по 150 тысяч тенге, блокадники и узники фашизма - по 30 тысяч,
 - вдовы погибших - 30 тысяч,
 - женам умерших инвалидов войны и труженикам тыла, к сожалению, выплаты не предусмотрены.

Хельча ИСМАИЛОВА, Фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА

Поделиться
Класснуть