Компромиссы Байбека
В пятницу аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК (на снимке) дал свою первую большую пресс-конференцию. Он, конечно, частенько выходит в люди, но с журналистами общается неохотно, предпочитая встречи с блогерами и посты о проделанной работе в соцсетях. На этот раз аким был вынужден вступить в диалог с представителями СМИ - в повестке дня был отчет о ходе реализации президентского Плана нации “100 конкретных шагов”.
Безусловно, нужно было сделать все, чтобы донести основные пункты выполнения этого документа до широкой аудитории. Но мы не будем отдельно останавливаться на успехах, которых удалось добиться властям города. Однако заметим: на то, чтобы зачитать информацию о них, об этих успехах, у градоначальника ушло ровно 45 минут. Так что вы сами, уважаемые читатели, можете прикинуть, каков масштаб достижений и проводимых реформ, призванных сделать нашу жизнь еще лучше.
Выдохнувшись к концу отчета, Бауыржан Кадыргалиевич с улыбкой заметил:
- Надеюсь, у моих коллег (глав городского ДВД, суда и руководителя департамента по делам госслужбы. - О. А.) отчеты будут чуть короче.
И они сумели уложить все свои победы в более сжатые спитчи.
А после официальной части последовала та, которую больше всего ждали журналисты: сессия вопросов и ответов. Господин Байбек пытался держаться непринужденно, все время ссылался на опыт Европы (я попыталась было посчитать, сколько раз он это сделал, но сбилась и махнула рукой. - О. А.) и апеллировал к мнению алматинцев. Отвечая на вопрос одного из моих коллег, посвященный спорам вокруг демонтажа рекламных билбордов (против него сейчас выступают участники этого рынка), градоначальник неожиданно спросил:
- Вы же алматинец? - и, услышав отрицательный ответ, воодушевленно продолжил:
- А я вам как алматинец скажу!..
Далее последовали рассуждения на тему, почему из Алматы должны исчезнуть билборды, не соответствующие стандартам. Каким? Международным, конечно. О них Байбек вспоминал не реже, чем об опыте Европы. Ведь алматинцы любят свой город, а значит, у нас должно быть не хуже, чем у других.
- Зачем городские власти снова передали проект организиции платных парковок частной компании? (подробнее об этом см. “Попытка номер три”, “Время” от 20.4.2016 г. - Ред.). Не лучше ли было взять это в свои руки, а деньги, собранные за стоянку, вкладывать в развитие города? - спросила я Бауыржана Кадыргалиевича, и он стал увлеченно убеждать меня в такой необходимости.
- Мы должны идти к мировым стандартам, снизить госучастие в тех проектах, которые сейчас находятся в наших руках, до 20 процентов. Руководитель коммунального предприятия, получая деньги (из бюджета. - О. А.), не заинтересован зарабатывать, ведь он не вкладывает свои средства, - говорил Байбек. - Сегодня 90 процентов наших госпредприятий неэффективны. Бизнес все делает лучше, чем государство. Мы посчитали, что только первые вложения в этот проект - минимум три миллиарда тенге. Частная компания инвестирует эти деньги и уже на следующий день будет думать, как их возвращать.
Правда, аким забыл упомянуть о том, что в Алматы уже дважды пытались внедрить систему платных парковок, и оба раза реализовывали провальные проекты именно частные структуры! А в большинстве крупных городов Европы, замечу, львиная доля денег за платную парковку идет в городскую казну, а не в карман частников, и занимается этими вопросами именно муниципалитет.
- Это болезненные реформы, которые не всегда поддерживаются, - продолжал рассуждать аким. - Горожане хотят, как в Европе. Но не хотят платить... Будет часовая оплата (на автопарковках. - О. А.). Условно мы поставим 100 тенге в час, если все равно не будет отбоя от машин - сделаем 500 тенге. Мы вообще много вариантов рассматриваем: ездить по четным и нечетным дням в зависимости от номера машины... За границей есть такое правило: купил дорогую машину - предоставь справку о том, что у тебя есть место на паркинге. Потом постепенно можно будет ставить вопрос о платном въезде в город.
Это прозвучало, как что-то из области фантастики. Если Бауыржан Кадыргалиевич, который уже не первый раз говорит о перспективе ограничения въезда иногороднего транспорта в город, все-таки реализует эту идею или хотя бы попытается это сделать, ему можно будет ставить памятник! Ведь это совсем не тот случай, когда можно просто взять и запретить. Прежде чем замахнуться на такой проект, нужно полностью изменить существующую систему общественного транспорта. Прежние отцы города, поигрывая мускулами, тоже периодически заявляли о таких ограничительных мерах. Но дальше слов дело не пошло.
О транспорте на пресс-конференции вообще говорили много, но по большому счету практически ничего нового градоначальник не сообщил. Власти будут постепенно обновлять автобусный и троллейбусный парки, обустраивать выделенные полосы. Аким пояснил, что сейчас идет работа над тем, чтобы в общественном транспорте Алматы появились разовые билеты для проезда. Ранее говорили, что их внедрят к апрелю. Но оказалось, что сделать это не так просто. Впрочем, по-другому, если дело касается системы “ОңАЙ!”, не бывает.
Развенчал аким и слухи о том, что вместо внедрения в Алматы легкорельсового транспорта (ЛРТ) закупят газовые автобусы.
- ЛРТ - это сложный проект, который будет реализован к 2020 году. Но горожане хотят уже завтра ездить. Сегодня объявляешь реформу - завтра спрашивают: “Где результат?” Но даже ремонт квартиры вы не можете сделать за два дня! - посетовал он.
Видимо, алматинец Байбек забыл, что в данном случае его земляки демонстрируют поистине монашеское терпение: впервые о строительстве легкорельсового транспорта заговорили еще в 2013 году, а в 2017-м, аккурат к Универсиаде, власти обещали скоростные трамваи запустить. Так что алматинцы уже и не спрашивают: “Где результат?” Главное, чтобы он вообще был. Когда-нибудь.
Еще о грядущих результатах. Видимо, столь же неопределенных во времени. Свой облик изменят Ботанический сад - соответствующий проект разработал один из иностранных экспертов, Парк культуры и отдыха и Парк Первого президента. На месте бывшего трамвайного депо появится музей истории транспорта Алматы. Как заметил аким, эти два гектара, вокруг которых было столько шума, власти будут обустраивать при помощи горожан. Будет реконструирован бывший Дом политпросвещения (тот, что напротив гостиницы “Казахстан”, возле фонтана “Одуванчики”). Возле него построят новый фонтан (старый перенесут на другое место), а само здание превратится в место отдыха горожан.
- Всегда нужно находить компромисс, - подытоживая встречу, сказал Байбек. - Нужно разговаривать, объяснять и, если есть понимание, делать.
Услышав это, я вспомнила, как Бауыржан Кадыргалиевич буквально полчаса назад на этой же пресс-конференции ответил на мой простой вопрос: “Когда вы и ваши подчиненные, как обещали, начнете ездить на велосипедах?”:
- Все меня спрашивают: “Когда вы начнете? Когда вы начнете?” А я хочу спросить: “Когда все мы начнем”? Я так хочу поставить этот вопрос!
Видимо, это и был пример компромиссного подхода к делу.
Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы
В несколько строк
Так жить нельзя!
В Алматы 90 процентов собираемых с жильцов денег КСК тратят на себя, сообщил аким Бауыржан БАЙБЕК.
- Из 7 млрд. тенге, которые собирают КСК, 90 процентов тратят на свое же содержание, 10 процентов - на нужды людей. По закону 70 процентов они должны тратить на ремонт и обслуживание, - сказал аким вчера на брифинге. - Они создают проблемы, а всю критику выслушивает акимат. Так не будет больше продолжаться, мы вернем работу КСК под общественный контроль!
По информации КазТАГ