2306

Про форму и её содержание

В какой форме пойдут в школу в будущем году наши дети? Сколько она будет стоить? И придется ли покупать только казахстанские сарафаны и брюки?

Напомним: на днях в Казахстане был принят единый стандарт школьной формы.
Если раньше вы сами могли купить юбку и пиджак, ориентируясь на толщину собственного кошелька и довольно общие рекомендации учебного заведения, касающиеся цвета и фасона такой одежды, то в новом учебном году сделать это не получится. Дети в отдельно взятых школах должны будут ходить в единой форме, утвержденной в этом учебном заведении. Кто-то наверняка установит один вид формы для учеников младших классов, а другой - для старших. Но в любом случае теперь покупать придется то, что скажут. У родительских комитетов и директоров школ осталось всего два месяца на то, чтобы выбрать образец и поставщика школьной формы. Поэтому лучше заранее узнать, когда именно в вашей школе будет решаться этот вопрос, и высказать свое мнение. Ведь в новом стандарте школьной формы говорится, что “родители и иные законные представители участвуют в обсуждении вопросов о школьной форме и вносят предложения по ее совершенствованию, приобретают ее через действующую торговую сеть”. Напомню, что в правилах, регламентирующих одежду для школы, появилось два новых пункта. Первый запрещает использование элементов одеж­ды религиозной принадлежности любых конфессий. Второй рекомендует (подчеркну это слово) приобретать форму у отечественных производителей. То есть конкретного запрета на покупку такой продукции за границей нет. Чтобы успеть сшить ее или привезти из-за рубежа, понадобится время, так что все заинтересованные стороны начнут активно действовать сразу после весенних каникул.

Какой должна быть форма?
Привожу конкретные выдержки из стандарта: “Цвет школьной формы должен быть в классическом стиле, в единой цветовой гамме, с допущением смешения не более трех цветов. Цвет школьной формы выбирается из спокойных и не вызывающих ярких тонов...”. То есть он может быть не только привычным темно-синим, но и черным, черно-белым и т.д.
“...Школьная форма для мальчиков включает пиджак, жилет, брюки, парадную рубашку, повседневную рубашку (зимний период: трикотажный жилет, водолазка). Школьная форма для девочек включает пиджак, жилет, юбку, брюки, классическую блузу (зимний период: трикотажный жилет, сарафан, водолазка)...”
Интересен пункт, касающийся тканей, он может стать решающим при выборе поставщика формы: “В качестве тканей школьной формы используются полушерстяные и хлопковые ткани с улучшенными свойствами, имеющими высокую износостойкость, обладающие антибактериальным, антимикробным и антистатическим свойствами”. Как вы видите, синтетические ткани недопустимы. Натуральные материалы всегда дороже, а значит, и сама форма не будет дешевой. По крайней мере, ни киргизская, ни китайская школьная одежда этим требованиям не соответствует - ткани не те. Так что если в школах будут соблюдать стандарт, эти производители автоматически отпадут. Остаются более дорогие импортные варианты из Турции или Италии либо продукция наших производителей. Не возбраняется и индивидуальный пошив, но, думаю, его потянут немногие родители.

Цена вопроса
Судя по интернет-магазинам, предлагающим такую продукцию, двойка на мальчика (пиджак и брюки) от казахстанских производителей в зависимости от марки и размера стоит от 12 до 20 тысяч тенге, юбка и сарафан на девочку - от четырех тысяч тенге и выше, блуза - от трех тысяч, жилет - от двух до пяти тысяч. Четверка на школьницу (жилет, жакет, юбка и брюки) - от 24 000 до 31 000 в зависимости от размера. Турецкая форма дороже: комплект юбка и жакет или пиджак и брюки стоит не меньше 15 тысяч тенге. Так что в целом на то, чтобы собрать свое чадо в школу, придется потратить кругленькую сумму.

Выбираем отечественное
- В Казахстане 2,5 миллиона школьников, на форму родители ежегодно тратят около 30 миллиардов тенге - это те средства, которые могли бы освоить отечественные предприятия, - считает президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь ХУДОВА. - По нашим оценкам, сейчас они охватывают лишь приблизительно семь процентов от общего рынка. Это очень мало. Вся остальная форма поступает из Китая, Киргизии и Турции. Одежда первых двух производителей, конечно, дешевле, чем наша, но она полностью состоит из синтетических материалов и не соответствует стандартам, санитарным нормам и небезопасна для жизни и здоровья наших детей. По сравнению с турецкой наша форма дешевле.
Строчка, в которой говорится о рекомендации приобретать школьную форму у отечественных производителей, появилась по нашей просьбе. В первой редакции этого документа ее не было. Мы очень активно работали в этом направлении и даже хотели, чтобы по всему Казахстану была введена единая школьная форма, но эту идею не поддержали. В соседней России еще в 2013 году ввели поправки в закон об образовании, посвященные именно школьной форме. Там конкретно прописано, что она должна производиться только на отечественных предприятиях и из тканей, выработанных только в России. Мы, конечно, не настаивали на последнем пункте, потому что материалы для пошива формы в нашей стране не изготавливают, но хотели, чтобы и у нас появилось распоряжение покупать только казахстанскую форму. Мы не настаиваем на том, чтобы это был какой-то конкретный производитель, главное, чтобы ее шили в нашей стране. На этом уже сейчас специализируются порядка 50 компаний, другие могли бы присоединиться. Они есть во всех регионах и вместе смогли бы обеспечить спрос.
Мы видим, что уже сейчас те предприниматели, которые поставляют форму из-за рубежа, ходят по школам и предлагают свою продукцию. Не исключаю, что они пытаются материально заинтересовать некоторых директоров школ и родительские комитеты. Пока мы не видим особого внимания к нашей продукции. По большому счету, только в Алматы давно налажена работа между производителями формы, работаю­щими в городе, и школами. Они могут прийти, презентовать свою продукцию, рассказать о преимуществах. В других регионах этого нет. Мы не чувствуем никакой заинтересованности от управления образования Астаны. Буквально на днях мне позвонили из Павлодарской области и сказали, что представители местных предприятий вообще не могут пройти в школы - их туда не пускают. Как в таком случае о них узнают? В таких условиях нам очень сложно конкурировать, но мы все равно будем стараться.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть