3926

Альберт РАУ, вице-министр МИР: Мы не лоббируем автопром, мы его поддерживаем!

Как известно, с 1 января вступили в силу поправки в законодательство, благодаря которым подорожала первичная регистрация машин - вплоть до сотен тысяч тенге! Также появился так называемый утилизационный сбор - сумма, которую автовладелец должен заплатить сейчас, чтобы в далеком будущем “железного коня” разобрали на запчасти без ущерба для экологии. При этом не до конца понятно, сколько именно придется платить и будут ли поощрять казахстанцев покупать новые машины и электромобили, практически не загрязняющие окружающую среду? Рассказать об этом мы попросили вице-министра по инвестициям и развитию Альберта РАУ (на снимке). 

- Первый и самый важный вопрос касается денег. Какие именно суммы придется платить казахстанцам за постановку на учет только что ввезенного из-за рубежа автомобиля, Альберт Павлович?
- Действительно, с 1 января 2016 года введен сбор за первичную регистрацию моторных транспортных средств. Необходимо отметить, что сумма сбора не повышена на регистрацию новых автомобилей (до 1 года, включая год выпуска) и перерегистрацию уже зарегистрированных на территории страны автотранспортных средств (останется на уровне 0,25 МРП, около 500 тенге). При этом такой сбор будет выше в отношении транспортных средств, бывших в употреблении и импортированных в Республику Казахстан.
Для автотранспортных средств, имеющих не более восьми мест для сидения, кроме водителя (категории М1, за исключением транспортных средств с электродвигателями), до 3 лет, включая год выпуска, ставка сбора составит
50 МРП (99 000 тенге), старше 3 лет, включая год выпуска, - 500 МРП (990 000 тенге).
Для автобусов, седельных тягачей и грузовых авто (категории М2, М3, N1, N2, N3) возрастом не более трех лет, включая год выпуска, ставка сбора составит 240 МРП (472 200 тенге), от 3 до 5 лет, включая год выпуска, - 350 МРП (693 000 тенге) и старше 5 лет, включая год выпуска, - 2500 МРП (4 950 000 тенге).
Сбор за первичную регистрацию существует во многих странах, например, в Венгрии, Дании, Болгарии.
Также был введен утилизационный сбор. Что касается этого платежа, то это плата за сбор и переработку экологически небезопасного товара на территории страны - будь то моторное масло, аккумуляторы, шины или сам автомобиль. Применительно к категории автомобилей ставка утилизационного сбора будет зависеть от объема двигателя. Поправок на возраст автомобиля не предполагается.
Необходимо подчеркнуть, что в суммарном выражении с 1 января 2016 года новая (в связи с вступлением в ВТО) импортная таможенная пошлина плюс сбор за первичную регистрацию плюс утилизационный сбор не будет выше, а по отдельным моделям будет ниже импортной таможенной пошлины, действовавшей до последнего времени.
- А как вы планируете стимулировать автовладельцев менять старые машины на новые?
- Мы рассчитываем, что единый оператор, аккумулирующий средства на утилизацию, будет располагать финансовым ресурсом, который позволит ему поощрять смену старого автомобиля на новый. Так же, как это происходит в других странах мира: вы сдаете на утилизацию свой автомобиль, получая взамен сертификат на значительную сумму, которая идет в зачет приобретения нового автомобиля отечественного производства.
- Во многих странах стимулируют продажи электромобилей - у нас же, получается, даже эти машины облагают дополнительными пошлинами.
- И у нас на сегодняшний день покупателям электромобилей гарантирован целый ряд преференций.
Первое: для ввоза электромобилей применяется ставка таможенной пошлины в размере ноль процента.
Второе: транспорт на электротяге освобожден от уплаты транспорт­ного налога.
Третье: регистрационный сбор, уплачиваемый при первичной постановке подержанного электромобиля (старше 1 года) на учет в органах дорожной полиции, вдвое ниже, чем аналогичный платеж для автомобиля на традиционном топливе.
- Как ново­введения могут помочь отечественному автопрому - есть ли у вас какие-то прогнозы по производству машин в Казахстане на ближайшие три года, учитывая экономический кризис и резкое снижение покупательской способности?
- Необходимо отметить, что закон разработан в рамках Плана нации “100 конкретных шагов” по реализации пяти институциональных реформ по направлению “Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации”. В этой связи предусмотренные законом меры поддержки в совокупности с программой льготного автокредитования и лизингового финансирования должны способствовать успешной реализации проектов в Восточно-Казахстанской и Костанайской областях совместно с мировыми лидерами, такими как Renault-Nissan-Avtovaz и JAС, Iveco, направленных на увеличение объемов производства автомобилей, повышение уровня локализации, конкурентоспособности и, соответственно, наращивание экспортного потенциала.
В результате реализации указанных проектов к 2019 году планируется освоить производство 120 тыс. автомобилей в год и тем самым достичь эффекта “масштаба”, что позволит наладить выпуск автокомпонентов и довести по ряду моделей уровень локализации до 50 процентов, начать экспортировать продукцию. Кроме того, на данных проектах будет создано 20 тысяч новых рабочих мест.
- Фактически новые пошлины зачищают рынок для автопроизводителей и официальных дилеров. А у вас есть уверенность, что новые автомобили будут пользоваться повышенным спросом?
- Примерно те же прогнозы звучали пять лет назад, накануне введения единого таможенного тарифа. Многие пророчили “монополию” российских и казахстанских автопроизводителей на рынке Казахстана и сужение выбора. Эти прогнозы не сбылись.
Сегодня на отечественном рынке официально представлены почти полсотни брендов. При этом импорт из Японии, США, Великобритании, Узбекистана (не входящего в ЕАЭС) приближается к объемам сбыта казахстанских автозаводов. Отечественный автопром занимает только 17,5 процента рынка (это данные за 11 месяцев 2015 года). А почти половина российской продукции - это автомобили японских, корейских, немецких марок.
При этом утилизационный сбор будет взиматься со всех без исключения производителей вне зависимости от страны происхождения. Потому угрозы свободе конкуренции, в том числе ценовой, он не представляет.
- Как вы переносите критику со стороны общественности и СМИ, обвинения в лоббировании отечественных производителей?
- В такой же мере министерство можно обвинить в лоббировании интересов металлургов и горняков, химиков и производителей строительных материалов, других секторов машиностроения, поскольку эти отрасли определены программой индустриализации приоритетными.
Что касается автопрома: в связи с нестабильным курсом национальной валюты общество в очередной раз задумалось о зависимости от внешнеторгового баланса. Поэтому возникает простой вопрос: мы готовы смириться с тем, что отток валюты за приобретенные авто ежегодно будет от трех до четырех миллиардов долларов? Или все-таки стоит попытаться хотя бы половину (в зависимости от локализации) этой суммы освоить отечественным автопроизводителям и их поставщикам?
Тем более что автопром из всех секторов машиностроения Казах­стана за годы реализации государственной программы индустриально-инновационного развития продемонстрировал рекордный рост. Так, в 2014 году объемы производства автотранспортной техники по сравнению с 2008 годом выросли в 14 раз, доля сектора в машиностроительной отрасли составляла 30 процентов.
Однако в последнее время ситуация заметно ухудшилась. За январь-ноябрь 2015 года индекс физического объема составил 42,8 процента, доля сектора в машиностроительной отрасли снизилась до 14 процентов. По предварительным прогнозам, в секторе ожидается снижение объема производства более чем в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом. И основная причина - массовый завоз автомобилей, в том числе бывших в употреблении, из России в начале 2015 года.
Необходимо учесть, что совместными усилиями государству и бизнесу удалось заложить основы автомобильной отрасли практически с нуля. Здесь создано несколько тысяч высококвалифицированных рабочих мест. В связи с чем, достигнув определенных результатов, мы ощущаем острую необходимость в дальнейшей поддержке автопрома.
Таким образом, принятые в рамках закона нормы направлены на поддержку отрасли в целом: в первую очередь это недопущение сокращения рабочих мест, сохранение инвестиционной привлекательности автомобильной отрасли, стимулирование населения к приобретению новых транспортных средств и стимулирование отечественных автопроизводителей к производству экологически чистых транспортных средств.
Вопросы задавал

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть