Деньги из воздуха
Кто и зачем лоббирует иностранный аудит казахстанских авиакомпаний?
С начала года как никогда актуальными стали вопросы авиационной безопасности - в связи с нововведениями комитета гражданской авиации (КГА) Мининвестразвития, вступившими в силу с 1 января. Новые правила касаются обязательного прохождения всеми казахстанскими авиакомпаниями аудита IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Однако далеко не все отечественные авиаторы считают IOSA панацеей от всех возможных бед. Руководители одного из крупнейших игроков рынка - компании Bek Air - выступили категорически против иностранных проверок, и наша газета первой дала им возможность высказать свою позицию (см. “Чиновники вынуждают авиакомпании повышать цены на билеты!”, “Время” от 26.12.2015 г.). По случайному совпадению в минувшее воскресенье случилось очередное авиационное происшествие с самолетом “Эйр Астаны”, у которой как раз таки есть тот самый сертификат безопасности...
Практически все десять дней новогодних праздников не утихали дискуссии на тему, поможет ли международный аудит сделать нашу авиацию лучше и безопаснее или просто ударит по карманам пассажиров. Свое мнение высказали ветераны гражданской авиации, собравшиеся вчера в Алматы на специальную пресс-конференцию.
- На мой взгляд, причина введения аудита IOSA не связана с требованиями по безопасности, - рассуждает бывший председатель комитета гражданской авиации Серик БОРАНБАЕВ (на снимке). - В первую очередь это связано с желанием убрать конкурентов с рынка. Была организована компания Qazaq Air, привлечены самолеты, но на сегодня эта компания работает только с иностранным персоналом - и летным, и техническим. А деньги потрачены огромные! И нужно вкладывать еще массу средств - на всю инфраструктуру. Говорят, что у них даже офис в каком-то ресторане... Мне не совсем понятно, для чего была организована эта компания, если на рынке уже достаточно других игроков. У того же “Бек Эйра” с 2013 по 2015 год объем перевозок возрос в пять раз, а регулярность полетов - 99,9 процента... Второй момент - наши авиационные власти, передавая функции контроля какой-то общественной организации (имеется в виду IATA. - М. К.), признаются в том, что они не способны сами заниматься этим вопросом, хотя у них и штат большой, и зарплаты достойные.
Другой ветеран авиации Дмитрий ДУШИМОВ (на снимке) тоже не понимает, почему отечественные перевозчики должны платить огромные деньги за иностранные консультации.
- Сейчас говорят, что только за аудит надо отдать 60 тысяч долларов. А завтра, может быть, они захотят 160 тысяч взять! - недоумевает бывший руководитель авиакомпании “Эйр Казахстан”. - Потом. Только за консультации надо отдать полтора миллиона долларов. А где взять эти деньги? Понятное дело - у нас с вами, мы же за билеты платим. Вообще не понимаю, почему у нас ориентируются на иностранцев. Надо делать ставку на свои кадры. Мы видим, что государство поворачивается лицом к гражданской авиации, выделяются средства и на подготовку специалистов, и на реконструкцию аэропортов. Так кто и почему давит на местные компании, чьи интересы лоббируют эти люди?!
Председатель ассоциации авиаперевозчиков республики Владимир КУРОПАТЕНКО (на снимке) корень проблемы видит в руководстве КГА.
- Чиновники не защищают нас и наши интересы, - уверен Владимир Васильевич. - Мы - суверенное государство. И никто не должен диктовать нам, как осуществлять контроль за гражданской авиацией. Для чего иностранцы придумали эти ограничения? Чтобы не пускать нас на свои рынки. А наши чиновники только рады подхватить эту идею - ура, ура! Между прочим, сертификаты IOSA имеют всего 400 из 12 тысяч авиакомпаний мира...
Так может быть все дело действительно в лоббировании чьих-то интересов? У руководителя “Бек Эйра” прямо спросили: правда ли, что безумно дорогие консалтинговые услуги оказывает в том числе фирма Николая КАРАМАЛАКОВА, сына регионального менеджера IATA Джордана КАРАМАЛАКОВА (на снимке)? И Нурлан Жумасултанов ответил предельно откровенно:
- С представителем IATA Джорданом Карамалаковым мы контактируем постоянно, и дискуссии об аудите у нас возникают регулярно. Он действительно однажды предложил мне фирму своего сына, которая помогает подготовить документы для прохождения аудита. Если говорить прямо, я его послал подальше - вместе с сыном.
На пресс-конференции прозвучала еще одна шокирующая информация. Как утверждает Нурлан Жумасултанов, глава авиакомпании SCAT Владимир ДЕНИСОВ потратил на консультантов внушительную сумму - более 800 тысяч долларов. Вопрос, в чей карман ушли эти деньги, повисает в воздухе...
И все-таки услугами каких авиакомпаний лучше пользоваться пассажирам - сертифицированных или нет? Бывший заместитель председателя комитета гражданской авиации Серик МУХТЫБАЕВ (на снимке) убежден: сертификат IOSA - не гарантийный талон безопасности.
- Возьмем воскресный инцидент с “Эйр Астаной”, - говорит он. - Сработала сигнализация о разгерметизации, и экипаж принял грамотное решение - сесть на запасной аэродром. Сели без проблем, всех пассажиров доставили до пункта назначения. А вот когда АТР-72 упал под Тюменью, там тоже сработала сигнализация, летчики запаниковали и при развороте совершили ошибку. В Бишкеке в 2008 году упал “Боинг-737” - сработал сигнал, что дверь не закрыта, в результате - катастрофа. Грамотно принятое решение - вот что важно! К сожалению, чаще всего причиной трагедий становится пресловутый человеческий фактор. И нужно понимать: требования по безопасности не из воздуха возникли. Все они написаны кровью - люди отдали свои жизни за то, чтобы появились эти правила. И, как мы видим, жесткие требования приводят к тому, что выход техники из строя происходит все реже. Но все-таки контролировать все без исключения невозможно - мы знаем примеры, когда летчик покончил с собой, направив самолет в горы, или когда смертельно больной пилот захотел получить страховку для семьи и утопил авиалайнер в море. Так что вопросы авиационной безопасности всегда будут актуальны.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и с интернет-ресурсов, Алматы
А тем временем
Авиакомпания “Эйр Астана” оказалась в числе тех активов государства, которые будут приватизированы в самое ближайшее время. Государственная доля акций национального авиаперевозчика, принадлежащая фонду “Самрук-Казына”, пройдет процедуру IPO - акции поступят в открытую продажу. Вот как прокомментировали это решение правительства в пресс-службе “Эйр Астаны”:
“Эйр Астана приветствует решение правительства по выведению авиакомпании на IPO. Акционеры и сотрудники компании придерживаются мнения, что это отвечает долгосрочным интересам как самой авиакомпании, так и страны”.