Я тебе пощёлкаю!
Корреспондент “Времени” Оксана Акулова получила опасное задание: целый день с утра до вечера смотреть отечественные телеканалы!
Так мы попытались представить, что с нами будет, если отключат все иностранное ТВ.
Околотелевизионная шумиха началась еще в прошлом году. В конце ноября представители операторов кабельного телевидения заявили, что после Нового года, когда вступит в силу Закон “О телерадиовещании”, с наших экранов исчезнут иностранные каналы. Камнем преткновения стал запрет на трансляцию рекламы на частотах забугорных “Первого” или REN TV. Дескать, программы показывают у нас, а деньги уплывают за границу. Непорядок. Напряглись не только кабельные операторы, но и телезрители. Разборки в СМИ дали результаты: действие скандального пункта, как и просили предприниматели, отложили на полгода - до 1 июня 2016-го. За это время им нужно будет купить оборудование, с помощью которого можно будет вырезать рекламу на иностранных каналах. Но что будет потом, пока непонятно. Те же операторы признавались, что им дешевле покинуть рынок, чем закупать подобную аппаратуру и гнать программы без рекламы. Так что пока посмотрим то, что есть, а потом увидим, что будет. Обычно отечественные каналы теряются в многообразии иностранного контента, и мы, избалованные кабельным, не так уж и часто на них забредаем - ну разве что новости или какое-нибудь шоу посмотреть. Но в минувшее воскресенье я вооружилась пультом и твердым намерением весь день смотреть исключительно казахстанское ТВ. И если обычно в моем пакете за сто каналов, то в тот день их было чуть больше десяти. Импортозамещение в полный рост: только отечественный контент и никакой иностранщины, гребущей рекламные бюджеты за счет нашего “недоедающего” ТВ.
На часах - 9.00. “31 канал” - мультипликационные старички “Флинтстоуны”, на “Хабаре” столь же немолодые “Каникулы в Простоквашино”, на “Евразии” - проспиртованные “Особенности ...” то ли охоты, то ли рыбалки, на НТК - голливудский блокбастер. И каналы вроде казахстанские, а разницы никакой. На завтрак из своих блюд наша телекухня предлагает пару концертов, одно телешоу, оно явно идет в повторе и оттого напоминает прошлогодний оливье, и программу про армию - боюсь, что с утра я ее просто не переварю. Все местное меню - на казахском.
Фильм что ли посмотреть? Надо же на чем-то остановиться.
Снова переключаю. Не увлекает. Добираюсь до информационного канала 24. kz, здесь как раз начинаются новости.
- Даже в эти дни в Казахстане ни на минуту не останавливается производство, - вот оно, главное событие дня.
Картинка из кондитерского цеха: “Людям нужна наша продукция”, и главный технолог уже готова завалить наши столы вафлями и конфетами, чтобы жизнь, не дай бог, не показалась горькой. В Карагандинской области круглосуточно добывают уголь, и даже в роддомах, о чудо, работа идет в режиме нон-стоп (какое тонкое определение для процесса деторождения). В Костанайской области госслужащие радуются повышению зарплаты, и даже ансамбль глухих покорил Европу. Эх, хорошо-то как!
И дернул же меня черт заглянуть на один из новостных сайтов: несколько областей завалило снегом, в аэропортах Астаны и Алматы задерживают рейсы, эксперты предрекают резкий скачок доллара, позорный туалет на Шымбулаке возмутил депутата. Никакой праздничной сознательности.
Возвращаюсь к телевизору - надо же нервишки успокоить. Не получается. На экране программа “Осторожно - импорт”. Сейчас мне расскажут, “как не стать заложником овощных войн”. Напрягаюсь. Оказывается, та картошка, которая поступает к нам из-за бугра, грязная и гнилая. И даже для экспертизы не удалось найти нормальный корнеплод, пришлось исследовать практически гнилой. Видимо, все иностранные клубни почернели от зависти к отечественной бульбе.
- Несъедобный, пораженный картофель нередко и сейчас поступает на наши прилавки, стоит только присмотреться, - предупреждает автор программы и дает дельный совет: “Лучше всего выращивать картошку самостоятельно”.
Ну, если наша экономика и дальше продолжит свое плавание, придется делать и это. Интересно, а чему будет посвящена программа “Осторожно - импорт”, когда закончатся овощи, фрукты, мясные и молочные продукты? Любопытно было бы посмотреть выпуск про бытовую технику или одежду, к примеру.
На каналах мультфильмы чередуются с голливудскими кинохитами и музыкальными шоу. Стандартный праздничный набор, которым давно перекормили зрителей и наши, и не наши телевизионщики. Правда, с проблесками оригинальности. Вот “Седьмой канал”, к примеру, анонсирует индийский ремейк “С легким паром”, у россиян на святое рука еще не поднялась. Из местного увлекает ток-шоу “Кешкi кездесу” с русскими субтитрами на “Евразии”. Участники горячо спорят о том, почему на казахских тоях поют неказахские песни. То есть они, конечно, на государственном языке, но дух у них какой-то импортный. Вот взял бы мистер Чип-чип-чип и спел кюй Курмангазы. Ан нет, скачет по сцене под два прихлопа-три притопа.
- У нас есть качественные песни, но на тоях мы вынуждены петь совершенно другие, потому что об этом нас просят их организаторы, -
оправдывался приглашенный в студию певец Абай БИГЕЙ.
- Стоит ли ради денег жертвовать искусством? - провоцировал ведущий.
- Абай, я видела клип, в котором ты поешь вместе с кубинцами, они пели очень хорошо, а ты не верил тому, что поешь, не знал, что тебе делать, как двигаться. Ведь песня веселая, - дискутировали оппоненты с əншi.
- Казахи выражают свое недовольство по любому поводу, - отбивался плохой танцор. - Я могу танцевать очень энергично, но я не буду этого делать. Вы говорите, что кубинцы танцевали очень хорошо, а я стоял без движений. Но так и было задумано, потому что я не мог позволить себе большего.
Почему Абай Бигей не мог позволить себе большего, так и осталось загадкой - он начал петь. Но танцевать отчего-то опять постеснялся. Возможно, это станет темой следующей, не менее познавательной передачи.
Что я вынесла для себя после целого дня просмотра отечественного TV? Теперь я с подозрением смотрю на картошку...
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы