2535

За стеной отчуждения

Во вторник алматинские общественники обратились к властям города с просьбой пересмотреть работу домов-интернатов для инвалидов с психоневрологическими заболеваниями.
За одним столом расположились чиновники, директора домов-интернатов, врачи-психиатры, журналисты, общественники и те молодые люди, судьба которых, по сути, решалась в этот день. И хотя большинство из собравшихся уже имели опыт общения с людьми, как сейчас принято говорить, с ментальными нарушениями (то есть с различными расстройствами психики), были среди них и те, кто явно столкнулся с ними в первый раз. Когда кто-то из молодых людей, живущих в специнтернате, выходил в середину зала и начинал вполне связно, прекрасно отдавая себе отчет во всем происходящем, рассказывать о себе, некоторые татешки за столом удивленно причитали: “Это ж надо, оказывается, среди них есть вполне адаптированные люди”. И это был самый лучший слепок с нашего общества, которое давно отгородилось от тех, кто не вписывается в общепринятые рамки.
О проблемах этих людей и говорили, пытаясь пробить стену, за которой в буквальном смысле они оказались. Чтобы было понятно, объясню. Детдомовские дети с различными психическими заболеваниями после 18 лет попадают в специализированные дома-интернаты для инвалидов. Выйти отсюда они могут лишь в том случае, если с них снимут диагноз, что звучит едва ли не фантастически. Общественники твердят о том, что с годами, как это ни парадоксально, у таких людей не уменьшается, а, наоборот, растет количество болячек, которые находят у них врачи. Вот они и вынуждены до конца дней жить в стенах с решетками на окнах и с засовами на дверях. Оправданно? По отношению к кому-то - да. Но далеко не ко всем.
- Я с 2012 года работаю с молодыми людьми из дома-интерната для инвалидов, - взяла слово психолог общественного фонда “Коргау HR” Юлия АЗИЗИ (на снимке). - Мы заметили, что есть категория ребят от 18 до 34 лет, которые очень хорошо адаптируются в обществе. Сейчас в городе есть несколько социальных проектов, которые занимаются этими людьми, - это и тренировочные квартиры, и тренинг-кафе, в котором они работают. Но куда эти ребята пойдут дальше, когда программы закончатся? Ведь в интернате не предусмотрена их дальнейшая социализация, а в Казахстане нет звена между интернатами и обществом, учреждений, которые могли бы принимать таких людей. Мы должны им помочь.
Создать это звено и пытается руководитель общественного объединения “Рух” Алма БЕКПАН (на снимке). В этом году она вместе с единомышленниками запустила проект “Тренировочная квартира”. Здесь от десяти дней до месяца живут молодые люди старше 18 лет с различными ментальными нарушениями. Главное, чему их учат, - самостоятельность. Убирать за собой, готовить, ходить в магазин, просто общаться с окружающими. Даже это в стенах интерната становится непозволительной роскошью.
- Чем жизнь там отличается от будней в тренировочной квартире? - задала я вопрос и услышала не ответ - крик души.
- Мы мир не видим, - произнесла Мадина КОНКАШЕВА (на снимке). - Наша мечта - выйти из интерната, построить свою жизнь и создать семью. Желаю это всем тем, кто там живет. Я хочу, чтобы интернатов вообще не было. В квартире нас учат быть самостоятельными - вот что самое главное.
О том, что таким людям нужно предоставить право на самостоятельное проживание, которое, кстати, они имеют по закону, и говорила Алма Бекпан. Для нас это что-то естественное, для них - привилегия.
- Мы просим городские власти пойти нам навстречу и дать разрешение на то, чтобы перевести 50 ребят из дома-интерната для инвалидов в нашу учебно-тренировочную квартиру, - обратилась она с просьбой к чиновникам. - Мы будем их учить и адаптировать для того, чтобы потом они могли стать частью общества. Надеемся, что вскоре в Алматы заработает специальный дом, в котором будут жить такие ребята. Там они будут чувствовать себя более свободно, смогут учиться и работать, выходить за его пределы. На это не понадобится дополнительных средств: на содержание одного ребенка в интернате выделяется 3700 тенге в день. Если мы возьмем этих ребят под свою опеку, эти средства автоматически будут переводиться на счет нашего объединения. И их будет достаточно. Зато мы сможем вернуть этих людей в общество.
По логике ответное слово было за чиновниками. За коллег пришлось отдуваться заместителю руководителя управления занятости и социальных программ Алматы Меиржану ОТЫНШИЕВУ (на снимке).
- Действительно, этот проект очень интересен, но дома-интернаты тоже оказывают необходимые услуги, - не преминул отметить он. - Наши учреждения открыты, в том числе и к этому проекту. Но так как речь идет о людях, которые требуют постоянного ухода, мы должны изучить этот вопрос детально. Представьте нам результаты и механизм своей работы, мы все это изучим и, возможно, будем рады поддержать. Наше управление готово рассмотреть все предложения.
В общем, надежда умирает последней, как заметил еще один представитель госструктур, присутствовавший на встрече.
- Если нам дадут такую возможность, мы покажем себя, - сказала 20-летняя Карлыгаш УМБЕТОВА (на снимке), которая живет в доме инвалидов. - Мы можем все. У нас все получится, если мы сами этого захотим.
Главное, чтобы этого захотели властьимущие.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть