Кругом одни джигиты
Грузинская полиция глазами казахстанца: прозрачные полицейские участки, никаких взяток на дороге и хамский стиль вождения.
О реформе МВД Грузии я слышала задолго до поездки в Тбилиси. А потому было очень интересно узнать, так ли все хорошо, как пишут в СМИ, да и вообще, продолжает ли работать система после смены власти. В 2004 году только что выбранный президентом Михаил СААКАШВИЛИ заявил, что одна из первоочередных задач - это борьба с коррупцией. Практически в один день власти уволили почти 70 тысяч полицейских, а на их место, правда, после жесткого конкурса, набрали новых. После этих преобразований людей в погонах стало в три раза меньше, а такое подразделение, как ГАИ, вообще исчезло. Тогда же было построено и знаменитое стеклянное здание МВД - олицетворение прозрачности системы. Полицейские участки в районах выглядят менее пафосно, но столь же футуристично: прямоугольные, стеклянные, напоминающие аквариумы. Стоя на улице, действительно можно увидеть, что происходит внутри. Проверяла лично. Правда, окна некоторых кабинетов полицейские все же закрывают жалюзи, хотя по правилам делать это можно только в жаркое время. В тот день, когда я специально выбралась к одному из таких участков, было пасмурно, но они все равно были задрапированы. Видимо, со сменой президента поменялись и порядки. Об этом я спросила у нынешнего заместителя министра внутренних дел Грузии Арчила ТАЛАКВАДЗЕ, с которым мне удалось немного пообщаться. Он попросил говорить по-английски.
- После ухода Саакашвили многое действительно изменилось, и реформа полиции продолжается до сих пор, - сказал он. - В прошлом году полностью реформировали криминальную полицию, сделали многое в сфере защиты персональной информации граждан, инициировали новые программы, направленные против домашнего насилия, распространения новых видов наркотиков.
Общий уровень криминализации общества снижается, но что-то, например киберпреступность, растет. И с этим мы тоже пытаемся бороться.
- У вас тоже прозрачный кабинет? Насколько это комфортно?
- Главное, чтобы не здания были прозрачными, а наша работа. Что же касается моего кабинета, то я провожу в нем не так много времени. Постоянно выезжаю и общаюсь с гражданами, - это гораздо важнее, ведь, по сути, они нас и содержат.
То, как после ухода Саакашвили изменились полицейские, тбилисцы оценивают по-разному. Одни говорят, что при нем людям в погонах дали такую власть, что они перестали чувствовать почву под ногами; другие, наоборот, ностальгируют по тем временам и рассказывают, как нагло ведут себя нынешние патрульные.
- В стране - кризис, бюджет нужно пополнять, вот они и останавливают всех подряд, - пожаловался один из таксистов. - Пару дней назад заставили тест на алкоголь пройти - им показалось, что я пьян. Ближе к ночи очень мало обычных машин и полно полицейских - нарушителей ловят.
Остановить здесь могут любую машину, полицейскому необязательно, как у нас, ждать, пока водитель нарушит. Даже на улице вас могут тормознуть и попросить сдать тест на алкоголь или наркотики. При этом люди в погонах достаточно приветливы и открыты, среди них, кстати, немало женщин. Все молоды и подтянуты, лозунг Саакашвили “Ни одного пузатого полицейского” стал-таки реальностью.
Жительница Тбилиси Мака Гогия сидит за рулем десять лет. Водительские права она получала на второй год после начала реформы силовых структур.
- Экзамены я сдавала честно, взяток никому не давала, и специально завалить меня тоже не пытались, хотя до реформы такое бывало, - вспоминает девушка. - Самое главное, что есть сейчас, - ноль коррупции. Больше десяти лет я даже не слышала о том, чтобы кто-то дал взятку полицейскому. “Развод” на месте? Это исключено. С момента начала реформы сменилось очень много глав МВД, но система, к нашей радости, по-прежнему работает.
Нулевая коррупция объясняется достаточно просто: средняя зарплата в Грузии - 500 лари, чуть больше двухсот долларов, а рядовой полицейский получает 500 евро (эту цифру мне назвал вице-министр Талаквадзе), то есть в три раза больше. Так кто кому может предложить взятку в такой ситуации? Ответ очевиден.
Жезлы полицейские не используют, может, они у них и есть, но тбилисцы, с которыми я общалась, этого полосатого атрибута не видели давно. Сама наблюдала, как они руками регулируют движение на загруженных перекрестках. Думаете, невозможность “развести” на месте приводит к тому, что все соблюдают ПДД? Нет. Ездят тбилисцы быстро даже в городе - километров 80 в час. Причем им не мешают ни узкие улицы, ни пешеходы. Их здесь никто не пропускает. Ты можешь долго стоять на обочине возле “зебры” и наблюдать, как мимо пролетают легковушки. Чтобы попасть на другую сторону дороги, придется ждать просвета среди машин, а потом, желательно бегом, перебираться. С непривычки особенно туго приходится приезжим.
Тбилиси - город старый, улицы и улочки извилистые, от многочисленных площадей они расходятся лучами, огибая по пути памятники и стелы, поэтому и движение здесь организовано по-особому. Порой у меня складывалось впечатление, что мы ездим по кругу, огибая одни и те же здания и бесконечно разворачиваясь. Светофоров здесь сравнительно мало, в основном - подземные переходы. Но обилие неравнозначных нерегулируемых перекрестков ничуть не смущает местных водителей: они просто съезжают со второстепенной улицы на главную, даже не глядя, пропускают ли их. Это привычный для грузин стиль вождения.
- Джигитский, - шутят они по этому поводу.
Удивительно, но, несмотря на это, за время пребывания в Тбилиси я видела лишь одну небольшую аварию.
А еще сразу бросается в глаза обилие полицейских машин - черных “фордов”, которые всегда ездят с включенными мигалками, чтобы их издалека было видно. Что еще удивило? Парковка: в центре почти не увидишь машин, которые внаглую, как у нас, стоят в два, а то и в три ряда. Сознательность? Скорее осознание того, что в любой момент твое неправильно припаркованное авто может оказаться на штрафной стоянке. С интересом наблюдала, как в самом сердце Тбилиси, на площади Свободы, лихо грузили на портал иномарку. На то, чтобы доехать до нарушителя, убрать его авто с дороги и умчаться обратно, у эвакуаторщика ушло от силы три минуты. Чтобы вызволить машину со штрафстоянки, придется заплатить 60 лари (около семи тысяч тенге). Для среднестатистического тбилисца сумма внушительная. А вот годовой абонемент, который разрешает парковаться в центре, стоит пятьдесят лари (5800 тенге). Штраф за превышение скорости - те же 50 лари, езда в пьяном виде - лишение прав на полгода, штраф за окурок, выброшенный на дорогу, - 120 лари (около 14 000 тенге), непристегнутый ремень - 40 лари, пересечение “двойной сплошной” - 200 лари. И самое интересное - в Грузии лучше сразу заплатить штраф, чем откладывать в долгий ящик. Суммы с каждым месяцем возрастают ровно в два раза: если изначально штраф за нарушение составлял, допустим, 50 лари, то через месяц он увеличится до 100, потом превратится в 200 и так далее. В итоге на неплательщика подадут в суд и изымут у него имущество, ту же машину.
Вот так: даже кардинальные изменения в полиции не смогли повлиять на привычное поведение на дорогах. Здесь, похоже, нужна реформа менталитета. И нам бы она, кстати, тоже не помешала. Когда мы обсуждали стекляшку-здание МВД, один из казахстанцев, который был с нами в группе, заметил:
- Как-то несолидно все это, вот то ли дело у нас в Казахстане: здания министерств массивные, фундаментальные...
Что тут еще добавить...
Оксана АКУЛОВА, фото автора и Лины ФИШАЙ, Тбилиси