Батарейка села. Кто следующий?
Арслан КАЙРОШ.
Удивительную способность читать между строк продемонстрировали североказахстанские прокуроры. В опубликованной нами статье “Кассовая борьба” (см. “Время” от 1.7.2015 г.) они узрели сведения, которых там нет, а затем объявили их несоответствующими действительности.
Напомним, в Кызылжарском районном суде Северо-Казахстанской области слушается сейчас любопытное дело: сотрудник местного ЦОНа Арслан КАЙРОШ обвиняется в мошенничестве. По версии прокуратуры, он убедил наивных кассиров районного подразделения “Казпочты” безо всяких расписок передавать ему наличные - суммы госпошлин за получение гражданами паспортов. Ранее прокурорской проверкой было установлено, что в бюджет эти деньги не поступили. В общей сложности почти полтора миллиона тенге.
По случайному совпадению, за некоторое время до того, как в Кызылжарский ЦОН нагрянули сотрудники надзорного органа, между двумя коллегами - ныне подозреваемым в мошенничестве Арсланом Кайрошем и одним из свидетелей обвинения Талапом БАЛТАБАЕВЫМ - произошел эпичный конфликт с потасовкой. Сыр-бор возник из-за девушки, которая Балтабаеву - подружка, а Кайрошу - нерадивая подчиненная. В пылу ссоры Балтабаев пригрозил Кайрошу серьезными проблемами, мол, имеются у него друзья в прокуратуре.
И вот как раз от “непроцессуальных контактов” с Талапом Балтабаевым в своем письме в нашу редакцию яростно открещивается прокуратура.
Что ж, кто с кем дружит в небольшом селе - разбираться не нам. Да только именно этот довод привела сторона защиты, заявляя на первом же судебном заседании отвод прокурору Алие ИЛЬКЕНОВОЙ. К слову, судья отвод отклонил, о чем мы тоже сообщили нашим читателям.
Пресс-служба прокуратуры Северного Казахстана сообщает нам также, что “доводы о том, что проверка в ЦОНе была проведена по заявлению Балтабаева Т., не соответствуют материалам дела”. Действительно, никакого заявления от Балтабаева в деле нет. А если его нет и не было, то почему прокуратура о нем завела речь? Ведь и в нашей статье-то об этом заявлении ни слова!
Вообще, в этом уголовном деле семь пятниц на неделе. Сначала подозреваемыми в хищении средств были кассиры “Казпочты”, некоторые из них даже дали признательные показания. Потом от слов своих отказались, и подозреваемым “назначили” Арслана Кайроша. А на последнем судебном заседании выяснилось, что были и другие кандидаты на роль главного фигуранта дела о мошенничестве.
В зале суда свидетель Асхат САГИЕВ - другой сотрудник ЦОНа, что называется, пошел в отказ: мол он совсем не то имел в виду, что следователь в протоколе написал. Его показания, приобщенные к материалам дела, версию обвинения подтверждали. Более того, в следственных материалах указано: и сам Сагиев тоже, выполняя план ЦОНа по электронным денежным переводам, брал у людей деньги.
Неудивительно, что у судьи Ербара КАЛИЕВА возник резонный вопрос: не определяли ли в разряд подозреваемых и Сагиева тоже? Тот отрицательно покачал головой.
И вдруг в тишине зала судебного заседания раздалась раздраженная реплика прокурора Илькеновой: “Зря!”. Тут уж адвокат Амангельды АБИКЕЕВ смолчать не смог:
- Прошу разъяснить гособвинителю, что, согласно Закону о прокуратуре и о кодексе чести, это непозволительно. Здесь решается судьба человека, поэтому прошу вести себя корректно! Такое отношение я в первый раз встречаю!
- Я могла свои какие-то мысли… У меня телефон разрядился, батарейка села. И я прокомментировала, что зря у меня отключился телефон, потому что в 5 часов мне надо забирать ребенка из садика, и мне нужно контролировать время! - парировала гособвинитель Илькенова. И тут же принялась давить авторитетом.
- Я это принимаю как личное оскорбление! Они делать замечание прокурору не имеют права! Мы будем просить суд о вынесении частного постановления в адрес коллегии адвокатов за нетактичное и неэтичное поведение в суде.
В пылу словесной перепалки свидетель Сагиев расхрабрился настолько, что начал рассказывать суду, как после допроса следователь попросил его: “Намекни своим - Арслану и Розе АБИШЕВОЙ (еще один сотрудник ЦОНа - У. А.), пусть кто-нибудь возьмет на себя…”.
Арслан Кайрош взять на себя вину не захотел. Так что прокурорам теперь придется ее доказать, что, как оказалось, непросто. Допрошено уже более 10 свидетелей обвинения. И ни один пока версию прокуратуры полностью не подтвердил. Видимо, в надзорном органе решили: одна голова - хорошо, а две - лучше. И теперь в процессе участвуют целых два гособвинителя - на помощь Алие Илькеновой отправили зампрокурора района Арлана ЕРДЕНЕВА.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск