2043

В зоне особого влияния

С момента массового отравления детей в поселке Березовка Западного Казахстана прошло полгода. Однако люди до сих пор в неведении, что стало причиной чрезвычайного происшествия и что их ждет впереди

Результаты анализов, которые у пострадавших взяли сразу после инцидента, по-прежнему остаются тайной за семью печатями. Поэтому, понятное дело, официальная версия произошедшего - “внезапное обострение различных заболеваний” - не выдерживает никакой критики. Власти вроде бы всерьез рассматривают вопрос о переселении жителей Березовки из опасной зоны, однако когда и как он будет решаться, пока неизвестно.

Напомним, 28 ноября прошлого года в поселке Березовка, расположенном в пяти километрах от Карачаганакского месторождения, дети начали падать в обморок прямо во время школьных занятий (см. “Дави на газ”, “СЭМ его знает” и “Всем оставаться на местах”, “Время” от 10.12.2014 г., 6.1 и 21.1.2015 г.). В общей сложности за три дня в детскую областную больницу в Уральске и в райбольницу в Аксае было доставлено около 100 человек, большинство из них - школьники подросткового возраста. Еще в первый день ЧП у всех пострадавших взяли анализы мочи и крови, однако до сих пор результаты этих анализов держат в тайне. В ответ на просьбы и требования родителей детей выдать им заключения медиков в поликлиниках и обл­здраве отвечают по-разному. Одним говорят, что требуются дополнительные показатели, другим - что результаты уже отправлены в республиканские клиники для дальнейшего исследования.
- Мы расцениваем это как сокрытие информации. Что ж там такого, что медикам выгоднее замалчивать результаты, выставляя себя в глупом виде? - задается вопросом специалист международной экологической организации Crude Accountability Сергей СОЛЯНИК.
Жители поселка не сомневаются, что первопричина всех бед - несанк­ционированный выброс сероводорода. Примечательно, что догадки сельчан подтвердил надзорный орган. Прокурор Западного Казахстана Серик КАРАМАНОВ спустя несколько дней после ЧП сообщил журналистам, что 27 ноября (то есть за несколько часов до массового отравления детей) на установке ГП-3 “произошла утечка конденсата, которая продолжалась две минуты”. Кроме того, были установлены факты выброса газа на территории месторождения 17, 18, 25 ноября. Однако то прокурорское сообщение так и повисло в воздухе. Во всяком случае, в последующих официальных пресс-релизах и сообщениях его больше не упоминали.
По-настоящему пролить свет на происшествие могла бы токсикологическая экспертиза. Однако ее в Казахстане провести не смогли.
- Несколько детей отправляли на обследование в университетскую клинику “Аксай” КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова. Но, после того как собрали все данные, вдруг выяснилось, что в лаборатории в тот момент не оказалось специальных препаратов, необходимых для проведения токсикологической экспертизы, - пожимает плечами Сергей Соляник.
Многие из тех, кто внезапно занемог 28 ноября, и сейчас чувствуют себя не очень. Дети часто жалуются на недомогания, головные боли и тошноту. Одну из девочек родители увезли из Березовки в другой поселок, но и там ребенок продолжает падать в обмороки. Однако с журналистами родители таких детей в последнее время общаются неохотно, и тому есть объяснение: многочисленные пресс-конференции и публикации в СМИ оказались малорезультативны, зато активисты почувствовали к своим персонам повышенный интерес со стороны школьной администрации, местных властей, медиков и даже работодателей.
Семьи пострадавших напрасно надеялись, что им выплатят некие компенсации. Власти, конечно, оплатили дорогу и пребывание пострадавших школьников в казахстанских медучреждениях. Но и этот заботливый шаг вызвал вопросы. У большинства детей с каждым новым медучреждением становится на один диагноз больше. И, самое главное, никто не может внятно объяснить, почему у всех детей их различные заболевания обострились, как это следует из официальной версии произошедшего, одновременно в тот злополучный ноябрьский день. А лечить детей за рубежом администрация области не проявляет желания.
- Моему сыну в наших больницах, в которые мы обращались, ставили разные диагнозы, - рассказывает Тлек ТЕМИРГАЛИЕВ. - Первые выводы делали медики Аксая и Уральска, потом мы ездили в Актобе и Алматы. После этого я решил показать сына самарским врачам. Сейчас лечимся по их рецептам, и его самочувствие стало вроде бы получше. Раньше моему мальчику становилось плохо чуть ли не каждый день, а теперь не чаще чем раз в неделю, а то и в две. Врачи говорят: причину нашего заболевания можно будет назвать только после токсикологической экспертизы. Но даже в Самаре я так и не нашел, где ее сделать.
И все же 28 ноября, вызвавшее много вопросов и недоумений, стал для властей необычным днем календаря. Областное руководство рассматривает вопрос об увеличении размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) Карачаганакского месторождения. Правда, объясняют они такую необходимость планируемым расширением производства.
В феврале подписана резолюция совместного комитета по управлению Карачаганакским проектом, согласно которой его реализатору - международному консорциуму “КПО б.в.” - было поручено в срок до мая 2015 года произвести все расчеты по СЗЗ и представить их на рассмотрение заинтересованных госорганов. На наш вопрос, на какой стадии находится процесс расширения санитарной зоны, в пресс-службе компании попросили оформить письменный запрос, пообещав ответить на него в установленные сроки.
Тем не менее известно, что в случае расширения СЗЗ в нее попадут Березовка и поселок Бестау, население которых придется переселять. В этой связи общественники опасаются, как бы не повторилась ситуация с поселком Тунгуш. В начале 2000-х 1200 его жителям власти пообещали построить современный населенный пункт - эдакий “поселок XXI века” с земельными участками, улучшенной инфраструктурой... Но в 2003 году людям предоставили самый обыкновенный многоквартирный дом в Уральске. Компенсации, которые заплатили тунгушцам, у большинства из них закончились еще в момент расселения. Неожиданно ставшие горожанами сельчане долгое время не могли найти работу. В результате большинство бывших тунгушцев пополнили армию малообеспеченных жителей областного центра.
А жители Березовки сегодня мечтают лишь об одном - чтобы их как можно скорее переселили. Они считают, что здесь у них и их детей нет будущего.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть