9220

Военная авиация уходит в пике

За три недели до своей гибели Ерлан Науанов экстренно посадил в Китае аварийный Су-27

Вся техника казахстанской армии должна быть проверена на функциональность. Причем ревизию должна провести независимая от Министерства обороны комиссия. Такое мнение в интервью газете “Время” высказал член РОО “Совет генералов” Махмут ТЕЛЕГУСОВ, комментируя недавнюю катастрофу самолета Су-27 с бортовым номером 50, в которой погибли высококлассные пилоты Ерлан НАУАНОВ и Денис ГОРБУНОВ.

В минувший четверг бывший военный летчик, ныне - депутат мажилиса Мухтар АЛТЫНБАЕВ заявил: в стране дала сбой система безопасности, причем как в гражданской авиации, так и военной. К такому выводу экс-министр обороны пришел после череды авиакатастроф, случившихся в республике в последние годы.
С гражданской авиацией все более-менее понятно: европейцы еще пять лет назад выявили массу недостатков в обеспечении безопасности полетов в пассажирских авиаперевозках, за что и включили нашу страну в свой “черный список”, и сейчас отечественные чиновники-транспортники постепенно наводят там порядок.
А что же с самолетами военной авиации и других силовиков?
- С оценкой Мухтара Капашевича как опытного специалиста, до тонкостей знающего состояние боевой техники в нашей армии, я вполне согласен, - говорит генерал Телегусов. - Крушения военных самолетов в Казахстане случаются с печальной регулярностью. Наверное, в этом есть какая-то причина, до которой следственные группы и правительственные комиссии, видимо, не докапываются. А если и докапываются, то умалчивают, поскольку зависимы и их выводы могут очень болезненно отразиться на карьерах руководителей оборонного ведомства.
Да, сейчас рано делать выводы о последнем крушении: черные ящики Су-27 только найдены, расследование началось. Но в то же время я, возможно, забегая вперед, хочу выразить пожелание: если мы хотим покончить с авариями и катастрофами, нам необходимо создать независимую комиссию, которая объективно оценит все причины инцидентов.
- Вы предлагаете проверить все самолеты, состоящие на вооружении?
- Надо проверить состояние и эксплуатацию не только военной авиации, но и всей техники и вооружения! В мае этого года я в своем обращении к Совету безопасности страны обосновал причины низкого технического состояния военной техники нашей армии и просил рассмотреть пути их решения на заседании комитета сената по международным делам, обороне и безопасности.
Опыт Украины весьма показателен. Президент этой страны Петр ПОРОШЕНКО на днях заявил: хотя армия Украины была укомплектована согласно штатному расписанию, на деле многие боевые машины были похожи на консервные банки. Потому что за 20 лет их никто толком не ремонтировал - просто смазывали, подкрашивали... Такие моменты вполне возможны и у нас. Да о чем мы говорим! Международные эксперты в мировых рейтингах отводят нашим Вооруженным силам 80-е место. Это должно настораживать.
- Но, по официальным данным, наша техника регулярно проходит капремонт. Ту же разбившуюся “сушку” чинили пять лет назад в Белоруссии...
- На ремонт военной техники нужно обратить особое внимание. Где он проводится? Имеется ли лицензия у фирм, которые устраняют поломки? Не используют ли они контрафактные запчасти? Сейчас есть данные, что разбившийся самолет модернизировали на Украине, а ремонтировали в Белоруссии. Уже есть вопрос: производство этих самолетов находится в России, значит, вся конструкторская и ремонтная база сосредоточена там...
СМИ, в том числе и ваша газета, неоднократно сообщали, что ремонт некоторой нашей техники проводился только на бумаге. А это - коррупционная составляющая. За это некоторые офицеры уже попали под уголовное преследование. Но военнослужащие по-прежнему гибнут, дети остаются сиротами. Считаю, что комплексная комиссия, независимая от Министерства обороны, должна проверить и эти моменты, - подытожил Махмут Утегенович.
К слову, за последний месяц это уже второе происшествие с казахстанским Су-27. Возвращаясь из КНР с совместных учений стран-участниц ШОС, экипаж, правда другого самолета, вынужден был 2 сентября совершить аварийную посадку в аэропорту китайского города Ичуань. Военные генералы из Астаны причину экстренного приземления многоцелевого истребителя объяснили неполадкой в левом двигателе. Тогда никто из них не назвал имя пилота. Сообщаем: за штурвалом той самой боевой машины находился... командир воинской части 21751 подполковник Ерлан Науанов! В тот сентябрьский день он, возможно, сотворил чудо. После оперативного ремонта борт вновь поднялся в небо.
И еще один штрих к портрету отважного летчика.
- 23 сентября мы снимали репортаж о том, как пилоты-асы готовят молодых офицеров к первым самостоятельным полетам с применением боевого оружия, - рассказала нам корреспондент алматинского областного телеканала “Жетысу” Назгуль БОШАН.
Вот в кадре командир в/ч 21751 Ерлан Науанов: говорит о своем служебном долге перед Родиной, о воспитательной работе, которая проводится на авиабазе, о подготовке молодых кадров.
- В память о всех авиаторах, которые служили на земле Семиречья, на днях мы открыли памятную стелу. Мы хотим сказать, что авиация Казахстана была и будет надежно охранять воздушные рубежи нашей родины, - сказал он на телекамеру и гордо улыбнулся.
А один из близких друзей командира Талдыкорганской авиабазы сообщил, что в тот злополучный день, 23 сентября, Ерлан Науанов передал свой любимый борт №11 молодому пилоту, а сам сел за штурвал самолета №50. В этот раз чуда не произошло...
В минувшую пятницу семьи погибших командира воинской части 21751 Ерлана Науанова и начальника штаба Дениса Горбунова посетил аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ, выразил соболезнование вдовам пилотов Магрипе САРКЫТОВОЙ и Любови ГОРБУНОВОЙ. У Ерлана Науанова остались четверо несовершеннолетних детей, маленькой дочке еще нет и четырех месяцев, у Дениса Горбунова - двое сыновей 15 и 5 лет.
Акимат Алматинской области принял решение выделить семьям погибших пилотов квартиры и по 2 млн. тенге материальной помощи.

Упавшую “сушку” искали не долго...

Ерлан НАУАНОВ с женой и детьми.

Аким Алматинской области Амандык Баталов (на снимке - второй слева) соболезнует вдове Дениса Горбунова.

Виктор БУРДИН, Алматы, Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото Сандугаш Дуйсеновой и из архива семьи Науанова, Талдыкорган

А тем временем

Согласно Закону “О воинской службе и статусе военнослужащих”, семьи погибших при исполнении служебных обязанностей летчиков Су-27 получат компенсацию в размере пятилетнего денежного содержания. Кроме того, государство возьмет на себя расходы, связанные с похоронами пилотов.

Поделиться
Класснуть