1903

Бензин ваш - проблемы наши

После долгожданного Наурыза и глазом не успеешь моргнуть, как закончится март, а вместе с ним - прощай, дешевое топливо для наших железных коней. Помнится, сразу после случившейся в феврале девальвации Миннефтегаз обещал, что запасов ГСМ по прежним ценам у нас хватит аккурат до конца первого квартала. А эксперты утверждают: при сложившихся рыночных условиях оставлять цены на горючее на прежнем уровне невозможно.

Уже больше месяца после девальвации тенге огромными усилиями административного ресурса ценам на торговых прилавках не дают расти так, как хотелось торговцам. Но больше всего 20-процентное падение курса тенге, видимо, отразится на отечественном рынке нефтепродуктов. Учитывая так называемый “социальный” фактор, регулятор стремится не допустить соответствующую коррекцию предельных розничных цен на основные моторные топлива - бензин и дизель. Но и “простора для маневра” у него остается немного…
Министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН (на снимке) сразу после состоявшейся девальвации сообщал, что Казахстан на тот момент располагал примерно следующими запасами топлива: бензина АИ-92 - 244 тысячи тонн, АИ-80 - 86 тысяч тонн, дизельного топлива - порядка 300 тыс. тонн.
- В первом квартале мы будем удерживать цены, - сказал он на брифинге в Астане 13 февраля. - Каким образом? Наши заводы будут полнокровно работать, и то количество нефтепродуктов, которое они производят, будет целиком на рынке. Любой вывоз за пределы Казахстана сегодня запрещен. Кроме того, те запасы, которые мы сегодня имеем, позволяют в течение 30-45 дней сохранять и регулировать цены, чтобы за счет этих объемов находиться в пределах тех цен, которые сегодня сложились (выделено нами. - Р.И.).
- Сейчас мы по рынку будем наблюдать, анализировать и в течение этого времени мы сможем выработать эффективные меры для того, чтобы сохранять цены на нефтепродукты, - добавил глава Миннефтегаза.
Однако эксперты придерживаются несколько иного мнения.
В ближайшее время страна может столкнуться с дефицитом ГСМ. Причина в том, утверждают они, что значительная часть светлых нефтепродуктов импортируется Казахстаном из России, и при текущих сдерживаемых у нас ценах поставщики просто не имеют стимула обеспечивать наш рынок ГСМ.
Несмотря на наличие собственных трех нефтеперерабатывающих заводов, Казахстан пока действительно не в состоянии обеспечить себя в достатке бензином собственного производства и вынужден закупать значительные объемы - до 40 процентов потребления - в России.
- Автобензина (в 2014 году. - Р. И.) будет произведено около 2 млн. 885 тыс. тонн, потребление будет - 4 млн. 168 тыс. тонн, - сообщил на том же брифинге в минувшем феврале Узакбай Карабалин. - То есть потребление превышает сегодняшние объемы производства так же, как и в прошлом году. Поэтому мы традиционно импортируем около миллиона тонн. В этом году мы планируем получить импортного бензина 1 млн. 69 тыс. тонн.
По его данным, такая же ситуация сохраняется и по дизтопливу: при потребности 4946 млн. тонн производство в республике составит порядка 4194 млн. тонн.
Главная причина сложившейся ситуации - недостаток мощностей отечественных НПЗ, а также, что немаловажно, малая глубина переработки сырья. Если в Казахстане этот показатель едва превышает в среднем 70 процентов, то в ведущих экономиках он не меньше 85-90 процентов.
Таким образом, отмечает директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлан ХАСЕНБЕКОВ (на снимке), от российского импорта в указанном главой Миннефтегаза объеме мы будем зависеть вплоть до завершения модернизации трех своих НПЗ - до 2016 года. А это означает, что при определении сбалансированной стоимости на нефтепродукты мы обязательно должны учитывать значительную ценовую разницу с российским рынком, которая в долларовом выражении после девальвации серьезно увеличилась не в пользу Казахстана.
- Если сопоставлять ценовые предложения, которые существовали на середину февраля в Казахстане и России, - говорит Ерлан Хасенбеков - то, по нашим прогнозам, самый ходовой тип бензина - АИ-92 должен подорожать до 140 тенге за литр, а АИ-95 и АИ-98 взлетят выше 200 тенге за литр.
Между тем, - продолжает директор АИРИ, - основной объем поставок ГСМ на внутренний рынок обеспечивается у нас путем директивного давления на отечественных недропользователей в ущерб их экспортным возможностям. А упущенная экспортная маржа делает обеспечение внутреннего рынка нефтью еще более невыгодным предприятием. В результате мы все ближе подходим к критической точке, когда прежние запасы “дешевых” ГСМ неизбежно подойдут к концу. Дальше нам придется заправлять автомобили новым топливом, которое по сложившимся рыночным условиям остаться в прежних ценовых пределах не может. Либо государство должно будет заставить компании отдавать нефть на переработку на НПЗ по бросовым ценам (первый кандидат на это - компании со 100-процентным госучастием, но, к примеру, “КазМунайГаз” листингуется в Лондоне!), либо
изыскивать средства в госбюджете для компенсации потерь производителям горючего. Очевидно, что оба пути являются нерыночными, а потому не могут серьезно рассматриваться на долгосрочную перспективу.
Как уточняет Е. Хасенбеков, действующая директивная система предельных розничных цен на практике не работает эффективно и во многом является одной из основных причин регулярно возникающей нестабильности на отечественном рынке ГСМ. В результате, считает глава АИРИ, требуется введение более гибких, приближенных к рынку административных механизмов цено­образования на нефтепродукты внутри страны, которые могли бы сдерживать в том числе и внешние шоки.
Таким образом, заключает эксперт, во избежание масштабного дефицита ГСМ самым логичным шагом сейчас видится создание условий, когда производителям и импортерам будет интересно предлагать на рынке горючее. То есть когда регулятор откажется от жесткого административного регулирования цен на автозаправках или, по крайней мере, установит их более рыночные уровни.
- Безусловно, такой шаг вследствие его огромного влияния на многие аспекты экономики должен быть сделан продуманно и аккуратно. Не повторяя прежних ошибок “шоковых” трансформаций, - подчеркивает директор АИРИ. - Тем более что впереди - начало очередного весенне-летнего сезона с его посевной и уборочной кампаниями.

Равиль ИСКАКОВ, фото Владимира Третьякова, Алматы

Поделиться
Класснуть