Обратная сторона столицы
О главном городе Казахстана принято говорить преимущественно в возвышенных тонах: молодой, красивый, комфортный. Однако руководитель республиканского общественного объединения ЭКОСОС Бакытжан БАЗАРБЕК (на снимке) полагает, что главный город Казахстана давно испытывает ряд серьезных экологических проблем, которые с годами будут только нарастать. Эксперт, преподаватель экологического и земельного права уверен: без привлечения общественности Астана не сумеет преодолеть эти трудности. По его мнению, ни в коем случае нельзя скрывать жизненно важные проблемы от общественности.
- Бакытжан, как бы вы охарактеризовали экологическую обстановку в главном городе страны?
- У Астаны действительно сложился имидж одного из самых комфортных городов страны. Однако и здесь есть ряд экологических проблем, многие из которых тянутся еще с 90-х годов прошлого века. Особо хочу выделить неразрешенную ситуацию с накопителем канализационных стоков Талдыколь, вынос промышленных шламов со столичной ТЭС, полигон ТБО, чрезмерную загазованность города и сбросы отходов в местные реки. Истоки этих проблем я вижу в упущениях градостроительного планирования и зонирования города.
- Но ведь генплан Астаны получает исключительно положительные оценки...
- Генеральный план - это всего лишь проект-концепция, на основе которого ведется детальное планирование градостроительного и зонального устройства города. Так вот проблема - в правильности планирования и разработки проектов застроек, если хотите - включая стратегическое планирование на десятилетия вперед.
По всей вероятности, еще лет 15-18 назад местные власти не учли потенциальные риски, связанные с урбанизацией населения пригородных зон. Я не вижу элементов планирования, мониторинга и оценки всех рисков и угроз, связанных с ожидаемым укрупнением столицы. А ведь это практикуется во всех крупных европейских городах. В периоды работы в Астане архитектора Кисё КУРОКАВЫ над ее генеральным планом этот документ имел определенную экологическую концептуальность и был направлен на сохранение гармонии природы и градостроительства путем создания экокоридоров из взаимосвязанных между собой парков и скверов. Гармонично сочетающиеся в экологическом облике столицы зеленые зоны и есть наследство известного архитектора. К глубокому сожалению, у нас его любили критиковать за узкие улицы и не видели, что японец мыслил на годы вперед.
А какой генплан мы имеем сегодня? Схему с неизвестными перспективами регулирования хаотично застраиваемых пригородных зон и массой экологических проблем.
Озеро Талдыколь - накопитель канализационных стоков - было рассчитано на город Целиноград с 200-тысячным населением, а не на Астану, где сейчас проживает в 4-5 раз больше. Постановлением правительства этот накопитель должен быть ликвидирован, а сбрасывать отходы полагается в Есиль через водоем Карабидаик. Осуществи правительство данный проект еще в 1999 году, а не сейчас, последствия были бы не столь ужасными.
За годы существования накопителя толщина ила в озере составила 1,5-2 метра, а само оно превратилось в место обитания редких, занесенных в Красную книгу водоплавающих птиц и животных. Вот сейчас и стоит выбор - или уничтожить всю эту флору и фауну, или допустить, что в городе будет плохо пахнуть. Кроме того, согласно Водному кодексу, вода из накопителей в реки должна поступать прозрачная, без цвета и запаха, не содержать вредные бактерии и вещества. Но практически осуществить это маловероятно. То есть нечистоты будут просачиваться в Есиль. А ведь по планам правительства на берегу этой реки должны быть построены курорты. А как купаться и отдыхать на месте сброса канализационных стоков?
- Один из “символов” Алматы - огромные столбы дыма ТЭС, которые висят практически в каждом районе города. Как с этим обстоят дела в столице?
- И у жителей столицы есть претензии на этот счет. Согласно санитарным нормам, захоронение пылевидных отходов должно гарантировать исключение их разноса ветром. Увы, пыль с золоотвала столичной ТЭС разлетается по всей Астане, особенно страдает городской рынок. Мы понимаем, что ТЭС перенести нельзя, но можно было спланировать перемещение базара, где торговцы по десять часов в сутки дышат этим воздухом. В непосредственной близости также населенные зоны Угольный и Шанхай. Очень симптоматичный момент: на ТЭС используется екибастузский уголь, который содержит в себе такие канцерогенные и токсичные вещества, как бифенилы, свинец, кадмий, медь с высоким уровнем зольности. Поэтому я вижу вполне логичное решение - перевести ТЭС на другие виды энергоресурсов.
- Как столичные власти решают проблему с вывозом мусора?
- Полигон ТБО, который еще 15 лет назад находился в 4-5 километрах от границы города, теперь попал в черту Астаны. По всей видимости, власти не сумели точно спрогнозировать, как быстро будет расти населенный пункт. И не за горами тот день, когда возникнет необходимость переноса городской свалки.
В развитых странах полигоны отходов расположены в 10-30 км от населенных зон, а генпланы составляются таким образом, чтобы эти расстояния не менялись. У нас же ситуация обратная: согласно решению маслихата Астаны от 18 августа 2008 года, земли, ныне занимаемые полигоном, стали частью столичного района Алматы. А если к этому добавить недавно принятые правительством решения о включении поселка Коянды в городскую черту к 2016-2020 годам, то здесь потребуется не только изменение градостроительных планов, но и обновление практически всех санитарных и строительных норм, экологических нормативов, строительных регламентов.
- Присоединение пригородных поселков для любого мегаполиса - головная боль...
- В соответствии с генпланом экологический каркас столицы должны образовать поймы реки Есиль, а зеленые пояса “Жасыл аймак”, “Астана орманы” следует связать с охраняемыми природными территориями “Бурабай”, “Каркаралы”, “Ерейментау”. Другими словами, пригородные зоны столицы должны стать связующим звеном для образования единой экосистемы, включающей в себя широкие просторы государственного лесного фонда с присущим ему биологическим разнообразием животного мира и редкими климатическими условиями для степного края.
На деле же вместо густого леса жилые массивы бессистемно и неразумно распределенных земельных участков для ИЖС, при этом не обеспеченных центральными коммуникациями. Это прямое нарушение норм Земельного кодекса и правил предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Я уже не говорю о соответствии построек и домостроений санитарным, экологическим, архитектурным нормам. Поэтому разбираться с пригородными зонами будет крайне сложно.
- Что бы вы предложили сделать властям города для улучшения экологического состояния его?
- Первое, что необходимо, - изменить подход к планированию. Уже сейчас заметно, что город растет быстрее, чем задумывалось. По прогнозам правительства только к 2020 году население столицы должно было приблизиться к миллиону человек. Однако такое количество людей уже сейчас проживает в главном городе страны!
Кроме того, уже в 2010 году у каждого третьего жителя Астаны был автомобиль, и их число постоянно растет. Думаю, в таких экстремальных условиях следует изменить максимальный индекс загрязнения атмосферы и отказаться от нынешних формализованных показателей. Давайте приведем эти экологические нормы в соответствие с индексом стран ЕС, США и критериями ВОЗ. При этом для Астаны и Алматы должна быть разработана отдельная категория специальных санитарных норм и экологических нормативов. Думаю, для этого потребуется принципиально другое квалифицированное стратегическое планирование на несколько лет вперед с привлечением не только прогрессивно мыслящих специалистов, но и широкого круга людей, представителей общественности и неправительственного сектора, необходимо проводить общегородские слушания и референдумы по наиболее актуальным экологическим проблемам, как это практикуется в других странах. Ведь Астана и Алматы не единственные города на планете со сложной экологической обстановкой.
- Чем ближе дата проведения EXPO-2017, тем больше разговоров о “зеленой” экономике. Есть ли у вас конкретные “зеленые” идеи для столицы?
- Я абсолютно убежден, что “зеленая” экономика должна начинаться в столице и проведение международной выставки - отличная возможность для старта множества проектов. Более того, мы должны научить бизнес и граждан думать, строить планы через призму “зеленых” идей. В противном случае этот посыл превратится в обычную декларацию. В прошлом году я направлял свои предложения по подготовке к проведению EXPO-2017 в правительство, письмо было перенаправлено в акимат, а там вот уже год думают. Например, я предлагал накопитель Талдыколь наделить статусом особо охраняемой природной территории, а в управлении отходами в качестве пилотного столичного проекта внедрить систему сортировки ТБО с вовлечением ЖСК и КСК, общественных и сервисных организаций на взаимовыгодной основе. Это, по крайней мере, снизило бы нагрузку на полигон, положение которого достаточно плачевное. Одним словом, предложений предостаточно. Но у меня сложилось впечатление, что для столичного акимата нет особой надобности вовлекать общественность и неправительственный сектор в подготовку международной выставки. Видимо, сказываются стереотипы и отсутствие культуры взаимодействия с общественностью.
Всем местным исполнительным органам нужно научиться доверять общественности и усилить тем самым общественный экологический контроль и мониторинг территории столицы. И выиграют от этого в первую очередь чиновники - их ведь будут меньше критиковать! Так что выгода налицо - и город, и имидж госслужащих станут чище.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото из личного архива Бакытжана БАЗАРБЕКА и с сайта bnews.kz, Астана
Кстати
Безобразию положить конец!
Президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ в ходе совещания в столице в конце ноября прошлого года выразил крайнее недовольство процессом дальнейшего развития Астаны.
- Население города увеличивается и составляет 900 тысяч, хотя мы планировали достичь данного показателя в 2020-2030 годах. В этой связи застройка города не успевает за динамичным ростом населения, из-за чего возникают различные сложности, - отметил глава государства. - Конечно, мы работаем над развитием всех городов страны, однако столице должно уделяться особое внимание. Весной нынешнего года я проводил совещание и давал ряд поручений. Я ознакомился с ходом их реализации, однако перед нами встают новые задачи, которые требуют принятия соответствующих решений.
По информации Н. Назарбаева, в столице был произведен возврат в госсобственность 188 участков площадью 7000 гектаров.
- По информации Генеральной прокуратуры, 11 тысяч гектаров до сегодняшнего дня не освоены и не возвращены. 711 участков отданы под строительство, но оно не ведется. По какой причине данные земли не возвращаются? Ссылаются на множество причин. Когда-то участки были куплены по низкой цене, а когда пришло время застройки, за них требуют высокую цену, зарабатывая на государственных землях большие деньги. Этому безобразию надо положить конец! - потребовал глава государства.
Он отметил, что в близлежащих к столице районах отсутствует порядок в земельных вопросах, в результате чего происходит самозахват территории.
- Освоение земли вокруг Астаны происходит бессистемно. Существующая численность уже опережает прогноз на 2015 год. На сегодня там проживают 156 тысяч человек, в то время как в очереди за земельными участками стоят 175 тысяч. Пользуясь тем, что гражданам положено 10 соток земли, люди подают заявления. Но эти участки можно выделять лишь там, где подведены коммуникации. Если земли не подготовлены, то они не должны предоставляться в пользование. Необходимо навести здесь порядок. Поэтому я объявляю мораторий на предоставление земель в 30-километровой зоне вокруг Астаны, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Кроме того, президент поручил акиму Акмолинской области скорректировать генпланы всех населенных пунктов, расположенных вокруг столицы.
По сообщению akorda.kz