Слабые и “умные”,или У кого рыльце в пушку?
Всю жизнь Нина Рец помогала нуждающимся и больным, а сегодня сама оказалась в их положении...
Эта история банальна до оскомины: тем, как у одиноких стариков отбирают жилье, в наше время уже никого не удивишь. Но за каждым таким случаем - судьба конкретного человека, его боль и отчаяние. И внимание журналистов порой становится той самой соломинкой - единственной надеждой на спасение.
Жительница Капшагая Алматинской области 78-летняя Нина РЕЦ, всю жизнь проработавшая медсестрой, волею судьбы на старости лет осталась совершенно одна. Единственная родственница - внучка Юлия - со своей матерью, бывшей снохой старушки, уже давно живет в Германии.
В феврале этого года Нина Алексеевна сильно заболела: частично потеряла память и перестала узнавать окружающих. Юлия приехала в Капшагай, организовала лечение, а когда бабушке стало лучше, наняла сиделку. В июне навестить бывшую свекровь из ФРГ прилетела мать Юлии - и пришла в ужас от представшей перед ней картины. Сиделка своим “уходом” довела старушку до истощения, Нина Алексеевна не могла даже встать с постели. Бывшая сноха выходила пенсионерку и наняла новую сиделку.
В Германию женщина вернулась 6 июля, а через пять дней Юлии позвонила сиделка и огорошила: она вместе с Ниной Рец должна в течение часа покинуть квартиру, так как жилье... продано. Юлия срочно вылетела в Казахстан. Свою бабушку она нашла в Капшагайской горбольнице, причем в платном отделении, где каждые сутки пребывания стоят 5000 тенге. Как следовало из документов, Нина Рец была доставлена в приемный покой в сопровождении таинственных “знакомых”. Эти же “знакомые”, видимо, и оплачивали ее пребывание в больнице. О продаже квартиры Нина Алексеевна ничего не знала, денег, которые она, по идее, должна была получить в результате сделки, у нее не было. А между тем новые хозяева уже сменили дверные замки...
Как выяснилось позже, двухкомнатная квартира пенсионерки еще 30 мая была продана некой Ирине ЖИДОВИЧ за 4 200 000 тенге. Сделку заверил нотариус Павел СЕРГЕЙЧУК. Причем договор купли-продажи был заключен на основании дубликата договора приватизации, хотя у Нины Рец имелся оригинал - его, видимо, просто не нашли. Еще одна любопытная деталь: по данным Центра регистрации недвижимости Капшагая, 29 мая Нине Рец выдали новое удостоверение личности. Правда, кто просил об этом и кто его получал, неизвестно. При этом старое удостоверение никуда не делось - оно хранится у знакомых пенсионерки. Между тем спустя неделю после сделки, 7 июня, Жидович продала квартиру Виктору ГУТНИКУ, который и выставил старушку за дверь.
Сейчас Нина Алексеевна находится в капшагайском доме престарелых - за ней нужен уход, который приютившая ее на какое-то время после выписки из больницы пожилая женщина просто не могла обеспечить.
Помимо Юлии, которая не может все время находиться в Казахстане, о судьбе Нины Рец хлопочут ее знакомая да местная журналистка Альбина ЛАВРОВА (на снимке). Однако пока фортуна не на их стороне. Жалобы в полицию и прокуратуру ничего не дали, поэтому пришлось обращаться в суд в гражданском порядке. В своем исковом заявлении Нина Алексеевна просит признать недействительными договоры купли-продажи, заключенные между Рец и Жидович, а также между Жидович и Гутником. Это дело Капшагайский городской суд начал рассматривать еще в сентябре, однако в связи с назначением судебно-психиатрической экспертизы судья был вынужден приостановить процесс. Адвокат Апен МАЙМАС заявлял еще ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы, чтобы выяснить, действительно ли Рец подписывала договор купли-продажи. Однако провести такую экспертизу не было возможности: у людей в старческом возрасте меняется почерк, а недавних образцов подписи Нины Алексеевны для сравнения с исследуемой найти не удалось.
Процесс возобновился 27 ноября, и в ходе судебного заседания стало известно: по результатам экспертизы, на момент подписания договора купли-продажи Нина Рец не отдавала отчета своим действиям: у нее атеросклеротическое слабоумие. Правда, в тот день ответчики в суд не явились, поэтому заседание перенесли на 4 декабря.
- Просто странно, как нотариус Сергейчук оформил сделку, ведь бабушка у нас вообще никакая, - говорит Апен Маймас. - К тому же документы, представленные для оформления сделки, являлись дубликатами - при наличии подлинников. Я считаю, что здесь налицо признаки преступления, предусмотренного статьей 177 (мошенничество) УК. А установить лиц, которые его совершили, - задача правоохранительных органов. Сложность заключается еще и в том, что, с одной стороны, Нина Алексеевна страдает слабоумием и не в состоянии защитить свои права. С другой стороны, государственные органы в лице той же прокуратуры не могут вступить в процесс и подать от ее имени иск, поскольку она не признана судом недееспособной. В этой ситуации какое решение примет суд, я не знаю.
Но даже если следующее судебное заседание в рамках этого дела будет последним, для людей, помогающих Нине Рец, тяжба не закончится. Дело в том, что Ирина Жидович и Виктор Гутник в порядке частного обвинения добились возбуждения против Альбины Лавровой уголовного дела по статье 129 (клевета). В своем материале, опубликованном в капшагайской газете “Нурлы Олке”, журналистка рассуждает о том, что обманувшие Нину Рец мошенники должны понести заслуженное наказание. Уголовное дело за оскорбление возбуждено и против Апена Маймаса - за то, что он на суде спросил у Гутника: “У вас что, тоже рыльце в пушку?”. По словам адвоката, Виктор Иванович воспринял его слова буквально - он, видимо, не в курсе, что это крылатое выражение из басни Крылова “Лисица и сурок”, означающее причастность к какому-то неблаговидному поступку...
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы