Героиня из трущоб
У родителей этих детей нет уверенности, что грядущей зимой они не окажутся без крыши над головой.
В Кызылорде мать-героиня Жибек ЖАКСЫБАЛАЕВА и восемь ее детей рискуют в любое время оказаться на улице. А на носу - зима...
Жибек - обладательница серебряной подвески за материнский подвиг. Скоро ей получать и золотую подвеску. Только государственная награда не решает ее житейских проблем: они как снежный ком нарастают у молодой семьи.
- У меня самой 14 братьев и сестер, - рассказывает Жибек. - У мужа Берика - два брата, две сестры. И я всегда думала: детишки - это счастье, хорошо жить в большой дружной семье.
Хорошо, но в данном случае - особо не на что.
- Берик от рассвета до заката шабашит на стройках, - рассказывает свекровь Жибек - Ирина Павловна Бесханаева (на снимке). - Постоянной работы у него нет. А семью кормить надо, тем более сейчас нужно ловить момент, пока еще не холодно, потому что зимой очень трудно найти заказы. Когда Жибек и Берик поженились, поначалу они жили у меня. Потом отделились, сейчас своей семьей живут. Как могут...
А могут с трудом... Крыша над головой шаткая. Тот домик в пригородном поселке Тасбогет, где молодая мать-героиня с домочадцами обитает, принадлежит родственникам, которые пустили их на время. Сейчас те родственники дом продают, вот-вот придется его освободить.
- На квартиру ни одна хозяйка семью с восьмью детишками не возьмет, даже с тремя не хотят брать, это у нас уже пройденный этап, - смущенно улыбается Жибек. - А в очереди на жилье мы пятитысячные. Беспросветный вариант.
Но даже если и найдется дом в аренду, чтоб хозяин закрыл глаза на восемь малышей у квартирантов, за все нужно платить: аренду, комуслуги, топливо для печей.
- А сколько кушает семья из десяти человек, наверное, представить нетрудно, - продолжает Ирина Павловна. - Аружан, Дамир, Айымжан, Диас уже школьники, и их еще нужно одевать как следует, а вот Диаса и Дидара хорошо бы отдать в детский сад. Но денег на это нет. Младшим Карине и Камилле на днях исполнился годик, и на них памперсов не напасешься. До года на малышек платили неплохое по меркам бедноты ежемесячное пособие. А сейчас... по полторы тысячи тенге в месяц. На хлеб не хватает. Бабы думают, что рожают будущих защитников и налогоплательщиков страны, а государство так не считает. Ходила я в наш сельский тасбогетский акимат, чтобы спросить, можно ли чем помочь моим детям. Мне сказали, что у акимата такой возможности нет.
Как развести тупиковую ситуацию с жильем, Жибек и ее муж ума приложить не могут. Идти с восемью детьми обратно к бабушке Ирине Павловне - не выгонит никто, конечно, но штабелем на нескольких квадратных метрах деток не уложишь, там есть еще родня. Дом в Тасбогете придется освободить скоро, лишь бы не в зиму. На милость чиновников надежды нет. Что могут сделать люди, широта поступков которых ограничена параграфами? Вот это положено, вот это - нет. И понять их можно. А меценаты, благотворители в сторону настоящих проблем головы поворачивают редко - их слишком часто “нагибают” городские праздники спонсировать.
Серебряная подвеска матери-героини.
Сейчас семья из десяти человек живет в этой лачуге.
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда