6274

ФИИРичное шоу

У Александра Ващенко есть свое объяснение всех проблем.

Карагандинский авиазавод выпускает лишь бумажные самолётики

Первый казахстанский авиазавод “Сункар” компании “КазАвиаСпектр”, расположенный в Караганде, мог бы быть объектом гордости. А стал позорным примером того, как бездарно можно распорядиться бюджетными миллионами. С момента открытия предприятия прошло почти два года. Оно должно бы уже отбить хоть толику вложенных в него денег. Но до сих пор в небо не взмыл ни один борт.

Ах, какие перспективы обрисовывали карагандинские чиновники во время торжественной церемонии открытия производства в ноябре 2011 года. Тогдашний аким региона, а ныне премьер-министр РК Серик АХМЕТОВ презентовал новый завод главе государства Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Руководство “КазАвиаСпектра” уверяло президента, что ежегодно с конвейера будут сходить по 36 самолетов марок “Фермер-2” и “Фермер-500” стоимостью от 145 и 200 тысяч долларов соответственно. Предназначались они для обработки сельхозугодий химикатами. При этом упоминалось, что предприятие, создавшее 40 рабочих мест, обеспечено заказами на три года вперед.
Стоимость проекта, к слову, получилась свыше двух миллиардов тенге. Только государство по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” вложило в инфраструктуру завода 750 миллионов тенге. Кроме того, национальный холдинг “КазАгро” предоставил бизнесменам льготный кредит в размере 846 миллионов тенге.
Спустя год стало ясно, что у самолетного завода большие проблемы. Обещанные “Фермеры” так и не начали бороздить просторы казахстанского неба. Тогда же появились сведения о том, что предприятие к концу 2012 года сможет выпустить лишь 12 бортов. Директор “КазАвиаСпектра” Александр ВАЩЕНКО пояснял, что задержка вызвана обучением персонала. По его словам, людей командировали в Казань, чтобы специалисты фирмы-партнера “МВЕН” передали карагандинцам опыт и научили их собирать летательные машины с нуля, ведь прежде в нашей республике подобного производства не было.
Шло время, и вместе с тем - сроки выпуска самолетов и выхода завода на проектную мощность отодвигались. Сначала ожидалось, что первые “ласточки” выпорхнут в 2013 году. Потом эту дату перенесли еще на год. А теперь, по данным акимата Карагандинской области, предприятие сможет заработать на всю катушку лишь в 2015 году.
Местные власти сейчас отмечают, что изначально “Сункар” был зависим от казанской фирмы-партнера. И именно “МВЕН”, по утверждению чиновников, затормозил всю работу. Оказалось, эта компания не выполнила своих обязательств по предоставлению технических чертежей. Сейчас с ней ведут переговоры и готовят заключение дополнительного соглашения. А акимат, в свою очередь, сообщает, что держит ситуацию под контролем.
Кроме того, известно, что карагандинское предприятие подписало контракт со словенской компанией Pipistrel по сотрудничеству и сборке самолетов марки Sinus, Virus и Trainer. А также вот-вот подпишет еще один договор с АО “НК “Казахстан Инжиниринг” по сборке беспилотных летательных аппаратов. Создается впечатление, что чиновники лихорадочно пытаются спасти открытый с большой пом­пой, но бездействующий авиазавод.
Между тем за период существования “КазАвиаСпектра” можно констатировать лишь удручающую статистику: было выклеено 3 комплекта самолета модели “Фермер-2”, обу­чено 20 сотрудников по специальности формовщик стеклопластиковых изделий, сборщик изделий из стеклопластика, произведено 2 фюзеляжа, изготовлено 11 комплектов силовых наборов. Кроме того, в мае этого года завод получил от фирмы Lycoming аж 5 авиационных двигателей.
Немудрено, что столь грустная правда не ускользнула от внимания президента. На расширенном совещании правительства в Акорде глава государства назвал ситуацию с авиазаводом показухой.
- В Караганде завод по производству самолета “Фермер”, который с большой гордостью в свое время Серик Ныгметович Ахметов показывал, выпустил всего один аэроплан (презентационный. - И.М.). И то, говорят, не летает, сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если он не работает? - посетовал Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Может быть, после нагоняя от главы государства чиновники постараются изменить ситуацию к лучшему и первый в республике авиазавод начнет-таки выпускать самолеты не на бумаге, а в реальности. Впрочем, “Сункар” - не единственное в Карагандинской области загибающееся предприятие, открытое по госпрограмме форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР).
К примеру, серьезные трудности возникли у ТОО “Арай”, которое взялось за строительство мясоперерабатывающего комплекса. АО “Аграрная Кредитная Корпорация” выделило на этот проект 71,1 миллиона тенге, а АО “НК “СПК “Сарыарка” - 50 миллионов тенге. Но сегодня из-за отсутствия рынков сырья и сбыта предприятие загружено всего на 6,4 процента.
А ТОО “КМЗ им. Пархоменко” готово производить боковую раму и надрессорную балку для грузовых железнодорожных вагонов. На оплату сертификационных испытаний требуется 1 миллион долларов. Вопрос финансирования этих испытаний еще не решен.
Имеют проблемы сразу два проекта в городе Сарани. У ТОО “Мастер-Klass Строй”, занимающегося производством клинкерных термопанелей, отсутствуют заказы. Возможно, этому предприятию поможет участие в выставках и форумах. При содействии чиновников по районам и городам Карагандинской области были направлены письма-предложения о применении продукции.
А вот ТОО “Хром-Т”, выпускающее длиннопламенные угли, терпит настоящее бедствие. Из-за изменения ценовой политики компании АО “ЕNRC” (АО “Шубарколь комир”), поставляющей исходное сырье, выпускаемая продукция стала неконкурентоспособной. Если ситуация не улучшится, чиновники планируют исключить этот проект из “карты индустриализации”.

На торжественном открытии завода и Серик Ахметов,
и Асет Исекешев рисовали радужные перспективы.

Ирина МОСКОВКА, фото Валентина ЕЛИЗАРОВА, Караганда

17.10.2013

Поделиться
Класснуть