Невольник чести
Судья Верховного суда Баглан МАКУЛБЕКОВ (на верхнем снимке) выиграл иск о защите чести и достоинства, авторитета и деловой репутации и взыскал крупную сумму с бывшего директора костанайского филиала ЗАО “Би-Логистикс” Касыма БАЙМАГАМБЕТОВА (на нижнем снимке). Истец Макулбеков утверждал: у него не было с ответчиком Баймагамбетовым никаких деловых и дружеских отношений. Потому никогда и не брал у него 1 миллион 393 тысячи тенге…
Всякое с судьями случается: и драки, и взятки, и неправосудные решения… Но чтобы служитель верховной Фемиды угодил в историю, после которой ему понадобилось бы отмывать свое честное имя, - такого что-то не припомню. И тут ведь, по сути, уже неважно, виновен или нет, прав иль не прав. Потому что в итоге остается вопрос: почему в скандал вляпался именно этот конкретный бий, а не другой?
Господин Макулбеков не раз становился фигурантом скандальных публикаций “Времени” (что, впрочем, не помешало ему в середине прошлого года сменить кресло председателя Костанайского облсуда на судейский кабинет в Верховном суде).
Узнав о новом переплете, в который угодил наш старый знакомый в мантии, я долго размышлял, делать ли достоянием гласности эту историю. С одной стороны, вроде бы незачем, так как порочащие Макулбекова сведения в суде не подтвердились. С другой - судьи ведь тоже люди, и если мы рассказываем о судьбах простых смертных, почему бы не написать об одном из представителей судебной касты?..
Но последующие события не оставили мне выбора. Писать придется - потому что история получила продолжение. Проигравший процесс ответчик обратился с апелляционной жалобой на решение Алматинского райсуда Астаны. Касым Баймагамбетов упорно желает доказать свою правоту.
Согласитесь, вступить в противостояние с опытным судьей, да еще и членом Верховного суда -
надо быть или сумасшедшим, или очень уверенным в себе человеком. Я попытался узнать, кто же он - тот, кто пошел ва-банк и посмел замахнуться на одного из членов “касты неприкасаемых”. Баймагамбетов согласился дать эксклюзивное интервью “Времени”.
Наш собеседник еще не так давно считался в Костанае человеком “весовым”, влиятельным, со связями и деньгами. Кстати сказать, с его именем в пору пребывания на должности руководителя костанайского “Би-Логистикса” (это структура, распоряжающаяся имуществом, изъятым в судебном порядке) связано несколько скандалов по поводу конфискованного у осужденных добра. А в 2009 году ему даже пришлось выступить свидетелем в уголовном процессе против квартирной мошенницы Любови КУЗЬМИНОЙ, которая называла Касыма своим деловым партнером. К 2011 году он уже владел ресторанным бизнесом и тесно общался с сотрудницей облакимата Гульмирой ТУЛЕУБАЕВОЙ - одной из главных фигуранток скандально известного дела о ЦОНе.
То есть Баймагамбетов в течение нескольких лет наблюдал жизнь местной элиты изнутри и, естественно, был в курсе скандалов, регулярно возникавших вокруг прежней вотчины того же г-на Макулбекова. А в некоторых даже был участником.
Итак, в чем соль последней бучи: в мае г-н Баймагамбетов отправил в ВС г-ну Макулбекову письмо, в котором потребовал вернуть долг - почти 1,4 миллиона тенге. Баймагамбетов рассказал, из чего сложился долг: основная часть была якобы передана в виде наличных денег, остальная - в виде оплаты посещений сауны и сопутствующих увеселений. При этом автор письма пишет, что эти деньги он буквально отрывал от семьи, так как у него на иждивении находятся семеро детей. Среди прочих упреков в адрес Макулбекова в письме содержатся сведения о его увлечении азартными играми…
- Я отправил личное письмо Макулбекову на рабочий адрес, так как по домашнему найти его не мог, - рассказывает Касым Баймагамбетов. - Оно пришло в ВС, когда Макулбеков был в командировке, поэтому, пройдя через канцелярию, попало на стол председателя. В результате - скандал, назначение служебной проверки и этот иск о защите чести, достоинства, анау-мынау... Теперь он пишет, как будто меня совсем не знает и понятия не имеет, как могли возникнуть мои претензии.
- А как было, по-вашему?
- 6 января 2010 года Макулбеков приехал в Костанай, вступив в должность председателя областного суда. Провел со всеми общую встречу. Меня тоже как одного из судебников пригласили. Макулбеков при всех меня поднял и сказал, чтобы я к нему через несколько дней зашел в кабинет. Живо интересовался, как идут торги конфискованным имуществом, не бывает ли отмен. Сказал, что будем работать вместе. Я все понял… А перед этим он был у меня в ресторане “Восточная сказка” - вместе с коллегами отмечал свое назначение. Ну, судебники всегда в моих заведениях праздновали… Я и при Канаданове, и при Абдрахманове (бывшие председатели облсуда. - С. К.) работал, и вот потихоньку навелись мосты с Макулбековым.
Через месяц, по словам Касыма, новый главный судья области, живо интересовавшийся работой Баймагамбетова, взял его с собой в поездку по южным районам. Бий провел там серию личных приемов, а в дороге, утверждает Баймагамбетов, развлекался картишками.
- Я и в суде рассказывал. У него в “лексусе” для этого дела была специальная тумбочка ламинированная, вместе с нами в машине сидел администратор судов Еренай ДАРЖИБАЕВ. Стали играть на деньги. У меня в кармане примерно 170 тысяч тенге. А мне карта хорошая идет. Смотрю - у меня уже 500 тысяч! Останавливаемся, выходим из машины по нужде. Мне Еренай тихонько говорит: “Ты с ума сошел? Не видишь - председатель уже нервничает. Хватит выигрывать!”. Ой-бай… Я в итоге проиграл 68 тысяч, Даржибаев - 200 тысяч. Макулбеков довольный. Ну а потом мы с Еренаем ему по очереди баню организовывали. Я к чему это все рассказываю? Не пойму, как Макулбеков может утверждать, что у нас с ним “не было никаких деловых и дружеских отношений, не было даже причин, чтобы такие отношения состоялись”. А мы ведь семьями дружили! Он мне даже книжку подарил со своим автографом и надписью: “Родному братишке Касыму…”. Я ее в суде показывал.
- Когда председатель хотел купить квартиру дочери (она жила в Астане, родила там ребенка), я по его просьбе дал ему 400 тысяч тенге, - продолжает свой рассказ Баймагамбетов. - Деньги отправил в конверте через своего водителя Бауржана КАБДИ. Летом того же года я передал ему еще 4,5 тысячи долларов. А по весне пригнал в гараж облсуда из Рудного, из ССГПО, черный джип - новый, в целлофане. Прицепил на него номер, закрепленный за машиной облсуда, - 001 АС. Что было дальше с этой машиной, не знаю.
А я не знаю, есть ли связь между этим джипом и подозрениями, что горнорудный гигант ССГПО в 2009 году занизил свой доход на 25 миллиардов тенге. Эта история была темой одного из моих недавних расследований (см. “Гнездо “глухаря”, “Время” от 11.4.2013 г.). Напомню: налоговики, в начале 2010-го пытавшиеся оштрафовать предприятие на 3,7 миллиарда тенге, ничего не добились: дело было похоронено в судах, причем по весьма сомнительным с точки зрения закона причинам. Между прочим, наши конкретные вопросы об этом возмутительном деле проигнорировали все госорганы: и Минфин, и налоговый комитет, и прокуратура, и суды… А ведь речь шла не о плюшках, а о серьезных деньгах, которых недосчитался госбюджет! И вот сейчас, когда скандал почти уже забылся, вдруг выплывает Касым Баймагамбетов, который мимоходом рассказывает мне о крутом джипе, переданном из ССГПО весной 2010 года! Как теперь к этой информации относиться? Лично я теряюсь в догадках. Попытка прояснить судьбу машины была тщетной.
В апреле 2011 года Баймагамбетов, по его словам, стал жертвой нападения на него компании пьяных судей. Один из нападавших разбил о голову Касыма стул.
- В больницу ко мне пришел Макулбеков, попросил меня не писать заявление, иначе это повредит его карьере. Я сказал: конечно. Хотя меня уже пресса осаждала, и большие деньги предлагали за интервью... А дальше Макулбеков сказал, чтобы я сообщил фамилии судей, участвовавших в драке. И потребовал, чтобы я… назвал фамилии тех, кто ни в чем не виноват.
Эта ситуация известна читателям нашей газеты (см. “Судейский махач”, “Время” от 9.6.2011 г.). Тогда же мы сообщили, что Баймагамбетов на заседании комиссии по судейской этике прямо заявил: Макулбеков убеждал его назвать участниками нападения четырех неугодных ему судей, которых он хотел уволить, но никак не мог найти основания. Слова Касыма подтвердил тогда судья Зарлык ТАГАЕВ: “Председатель облсуда Макулбеков подстрекал Баймагамбетова к ложному доносу против меня…”.
Интересно, что о той истории вспоминает и Баглан Макулбеков, но совершенно в ином ключе. В своем исковом заявлении о защите чести и достоинства он пишет: “Я пошел в больницу, чтобы встретиться с ответчиком. Он рассказал, что судьи его избили. Когда я предложил ему написать заявление, он сказал, что подумает до завтра. На следующий день ответчик сообщил, что его избили 5-6 незнакомых мужчин, судьи к этой истории отношения не имеют. Но Баймагамбетов звонил мне несколько раз и требовал, чтобы я ему заплатил 10-20 тысяч долларов на лечение, в противном случае он напишет на меня заявление. Я сказал, что его требования незаконны, и предупредил его. После этого случая ответчик стал испытывать ко мне неприязнь”.
Как видим, в тексте Макулбекова нет ни слова о четверке судей, которых он якобы хотел уволить. Но есть весьма рискованное заявление о вымогательстве. Странно, почему председатель облсуда не обратился по этому поводу в компетентные органы.
А пока Баймагамбетов рассказывает о другой машине - Mitsubishi L200, с которой был связан еще один скандал. Речь идет о джипе, конфискованном у осужденного за неуплату налогов предпринимателя Василия КИСЕЛЕВА. Эта машина фигурировала в моих расследованиях о том, как наши госорганы распоряжаются конфискатом (см. “Игра в машинки” и “Конфетка для диабетика”, “Время” от 14.10.2010 г. и 15.9.2011 г.). Между прочим, одним из результатов тех статей стал выговор, который Касым Баймагамбетов получил от руководства ЗАО “Би-Логистикс”.
- Макулбеков захотел поохотиться, позвонил мне, - вспоминает Баймагамбетов. - Я взял конфискованную машину, сел за руль, и мы в полях у Ждановки погоняли зайцев. Одного Макулбеков убил, а в погоне за вторым я врезался в насыпь и сильно повредил машину.
Как относиться теперь к этим словам? Ведь по сути Баймагамбетов теперь свидетельствует против самого себя. К тому же машина действительно была разбита.
- Случился скандал, пошла огласка… - продолжает собеседник. - Я зашел в кабинет Макулбекова, а он мне говорит: это твоя вина! Я говорю: хорошо, может быть, но ведь это вы мне приказали поехать на охоту. И с тех пор у нас пошел разлад в отношениях. Он все обещал вернуть мне деньги, а как назначили судьей Верховного - стал недосягаем. Вот я ему письмо и написал…
Однако это послание довело Баймагамбетова до больших неприятностей. Суд первой инстанции установил: служебная проверка “не выявила объективных оснований для удовлетворения его требований”; “свидетель Даржибаев отрицал все сведения, содержащиеся в заявлении”; “Макулбеков отрицает все сказанное Баймагамбетовым”. При этом суд отметил, что свидетель Кабди (водитель, через которого якобы передавались деньги) хоть и подтвердил, что действительно привозил Макулбекову 400 тысяч тенге по указанию Баймагамбетова, но “не дал показаний, доказывающих правдивость слов ответчика”.
Суд признал сведения, изложенные в бумагах Баймагамбетова, и его ответы на процессе “порочащими честь и достоинство, авторитет и деловую репутацию Б. Д. Макулбекова”. В результате суд удовлетворил исковое заявление судьи ВС Макулбекова частично - признав недействительными и полностью несоответствующими правде слова Баймагамбетова, уполовинил сумму нанесенного им морального вреда (вместо миллиона взыскал с ответчика 500 тысяч тенге).
Вот только ответчик решил оспорить это решение.
Признаться честно, я так и не понял, почему: может, он действительно немного не в себе? А может, имеет иные представления о справедливости. А может, готов представить еще какие-то доказательства. В общем, война план покажет.
А в том, что это война, сомневаться не приходится.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай
12.10.2013