2985

Дошло до абсурда

По итогам комплексного тестирования в этом году более 60 процентов абитуриентов не преодолели пороговый уровень. Эта цифра в очередной раз подтвердила истину о стремительно ухудшающемся качестве казахстанского образования. Проблема эта, между прочим, беспокоит и саму молодежь. Наш собеседник пока еще студент, будущий программист. Миржан ИРКЕГУЛОВ окончил школу на два года раньше сверстников и был одним из победителей телевизионной интеллектуальной игры для старшеклассников, а сейчас вместе с единомышленниками пытается создать интеллектуальную прослойку в молодежной среде.

- Идет тотальная коммерциализация всего, а социальным и образовательным инициативам уделяется все меньше внимания, что попросту может привести к их коллапсу, - рассуждает Миржан.
- Напротив, образованию в последнее время уделяется очень много внимания, в этой сфере реализуется сразу несколько реформ, которые по задумке их вдохновителей должны улучшить существующую систему образования.
- В том-то и дело, что реформы, о которых идет речь, скорее всего, будут иметь обратный эффект. Возьмем идею подушевого финансирования школ. Один из ее постулатов - выплата премии лучшим учителям. Чиновники думают, что так они смогут заинтересовать педагогов и те будут более ответственно относиться к своему делу. О деньгах не думает тот, кто получает больше минимума. Нам нужно создать такие условия, чтобы учителя не задумывались о финансовой составляющей. А что происходит сейчас? Когда я изучал программирование, моим репетитором был ученый, очень сильный математик, который из-за небольшой зарплаты был вынужден переквалифицироваться, освоить новое для себя направление и давать частные уроки. А таких, как он, людей должны волновать совсем другие вещи. Тем более заинтересованность в вознаграждении никогда не была хорошим стимулом для людей, работающих в этой сфере. Психологи давно заметили, что мотивация деньгами действенна только там, где требуется механистический подход к делу. Учитель же - креативный труд, и если мы сведем все только к финансам, ситуация станет еще хуже. Педагог, думающий только о премии, будет механически отрабатывать свои часы и с чистой совестью возвращаться домой.
- А разве сейчас происходит не то же самое?
- Вы правы, но причина этого - полная деградация системы образования. Ситуация ужасающая. Возьмем ЕНТ. Я прекрасно помню, как последние два года обучения в школе мы, вместо того чтобы учиться, все время посвящали решению тестов. Доходило до абсурда, когда любая попытка ученика проявить какую-то инициативу или любознательность подавлялась даже хорошими учителями. В нашей школе был такой эксперимент: можно было выбрать направление, по которому ты хочешь получать дополнительные знания. Весь класс ходил на историю Казахстана, потому что это обязательный предмет во время ЕНТ. Мы с другом хотели изу­чать химию и биологию и сидели на этих уроках вдвоем. Это было возможно, потому что учился я в частной школе, а эксперимент затеял сам директор. При этом педагоги постоянно нам говорили: “Зачем вам эти предметы? Вы же не будете по ним тест сдавать”. В результате такого подхода страдает фундаментальное образование, которое должна давать школа. Система должна воспитывать личность с системным мышлением, умеющую анализировать информацию и подходить к ней критически. У подавляющего большинства моих ровесников этот навык тотально отсутствует. Проблема ЕНТ - в подходе, который заключается в зубрежке. Например, где-то в середине учебника по истории для старших классов ни с того ни с сего появляются некие меньшевики и эсеры. Школьник не понимает, кто это, и автор учебника ему этого не объясняет. Ты должен просто запомнить, что такие люди были, потому что вопрос на эту тему будет в ЕНТ. А все, что вызубрено, очень быстро вымывается из мозгов. Поэтому сейчас среди молодежи процветает дилетантизм и отрывочность знаний. Когда один из моих знакомых набирал молодых сотрудников для работы в своей компании, он задавал им элементарные вопросы типа: кто напал на Советский Союз в 1941 году, кем был Чайковский? Многие не могли на них ответить.
- Именно поэтому чиновники и пытаются что-то делать, иначе ситуация будет только ухудшаться.
- Можно говорить, как реформа изменит что-то к лучшему, а потом наблюдать, как она работает на самом деле. Говорили, что ЕНТ решит проблему коррупции. Но каждый год по стране прокатывается очередная волна скандалов, связанных с тестированием. Один из моих преподавателей как-то сказал: “Каждый последующий курс, поступающий в вуз, глупее предыдущего”. Если раньше студенты умели делать самостоятельную работу и складно говорить, то сейчас они пишут с ошибками и не могут мыслить. Неизвестно, к чему приведет и сокращение вузов. Никто не спорит, что у нас огромное количество контор “Рога и копыта”, которые нужно закрывать. Но как это собираются делать? Нет никакой прозрачности процесса, общественных дискуссий, четкого понимания обществом того, что и как происходит. Есть хорошее выражение: ротация проституток не превратит бордель в библиотеку, и из-за того, что во властных кругах будут чередоваться персоны, ничего существенно не изменится. Так что перспективы на ближайшие лет двадцать у нас очень плачевны.
- Предложите выход из ситуации.
- В Казахстане нет прослойки интеллигенции. Есть отдельные умные, образованные люди, но они разрознены. Задача нас, молодых, удобрить почву, на которой взрастет пласт интеллигенции. Мы с друзьями создали фонд имени Эбби Хоффмана, основателя международной партии молодежи. У нас немало единомышленников, которые считают, что нельзя просто сидеть на месте. Надо обсуждать проблемы, доносить их до общества и властей. Это дело не одного дня и года. Кто, как не интеллектуальные люди, могут изменить мир к лучшему? Конечно, проще ругать действительность и спекулировать на проблемах. Например, предлагать перейти на латиницу. Я считаю, что это настолько сумасшедшая идея, что даже не верю, что кто-то всерьез попытается претворить ее в жизнь. Хотя кто его знает. Вообще вопрос, связанный с казахским языком, всегда воспринимался болезненно. Сейчас изучить казахский может лишь тот, кому сильно повезло - у кого есть доступ к образовательным ресурсам, масса свободного времени и деньги, чтобы платить репетитору. У огромной прослойки людей таких возможностей нет. Те же проблемы касаются молодых ребят, которые приехали из аула и не говорят по-русски, но пытаются его выучить. Мне кажется, Казахстан заговорит по-казахски только через несколько поколений. И для этого нужно приложить немало усилий.

Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

15.08.2013

Поделиться
Класснуть