10580

Ничьё старичьё

Александр ТАРНОВСКИЙ с портретом покойной матери - больше у военного пенсионера ничего не осталось

В Алматинской области действует частный приют, в который по какому-то удивительному стечению обстоятельств попадают одинокие больные старики.

За 63 года жизнь изрядно потрепала бывшего военного летчика Александра ТАРНОВСКОГО. 18 лет назад он стал завсегдатаем наркодиспансера, а вот уже года три как на почве алкоголизма и вовсе съехал с катушек: лечащий врач поставил ему клинический диагноз - “Психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя, преимущественно галлюцинаторные. Корсаковский психоз”. Синдром Корсаковского, к слову, в медицинских справочниках описан как “сочетание расстройства памяти на текущие события, ориентировки во времени, месте, окружении и ложных воспоминаний. Больные почти мгновенно забывают содержание только что сказанного ими, спустя несколько минут не помнят, кто к ним подходил, из-за чего могут по многу раз здороваться с одними и теми же людьми, задавать одни и те же вопросы, не могут сказать, чем они только что занимались, неделями читают одну и ту же страницу в книге, тут же забывая прочитанное”. Нашлись люди, которым состояние здоровья Тарновского пришлось кстати. Теперь в одной из его квартир проживает супружеская пара Полина и Талип МИРЗОЕВЫ, которая в течение восьми лет была у семьи Тарновских всего лишь квартирантами.
Пока адвокаты пытаются решить вопрос о возврате Тарновскому недвижимости в судебном порядке, сам он содержится в приюте (он же пансионат, он же общественный фонд помощи пожилым “Мирный Казахстан”), оформленном на некоего индивидуального предпринимателя Гала.

У Александра Сергеевича есть взрослый сын, тоже военный. С отцом у Тарновского-младшего отношения всегда были напряженными: запойный отец бросил их с матерью, когда он был еще младенцем. Но когда в марте прошлого года на телефон, где проживали отец и бабушка, вдруг стали отвечать посторонние люди, Сергей Тарновский не на шутку встревожился. Позже выяснилось: бабушка еще в феврале ушла в мир иной, а папа...
Где папа, Тарновский-младший узнал спустя месяцы. И там появлению близкого родственника были совсем не рады.

На прошлой неделе наши корреспонденты и адвокаты Сергея Тарновского - Олеся и Дмитрий ПЕЛЕВИНЫ - отправились в тот самый поселок Кумтоган, что под Алматы, где находится пансионат “Мирный Казахстан”.
Чудом удалось попасть внутрь: территория огорожена высоким забором, дежурит охрана. Спокойно поговорить с постояльцем Александром Тарновским удалось несколько минут, потом забежала работница заведения, накричала на нерадивого охранника, что, дескать, директриса же сказала - кроме Талипа Мирзоева сюда никого не пускать. Престранная ситуация, если учесть, что заведение вроде как не является закрытым лечебным учреждением. Охранники долго пытались выпроводить нас за ограждение приюта, припугнув даже тем, что “повесят на нас украденные вещи”. К счастью, в этот момент приехала директор пансионата Галина БУРМАТОВА.
Очень любезная женщина, но сына своего подопечного Тарновского недолюбливает, так как он нелестно отзывается о быте стариков в ее заведении. И хотя мы приехали в пансионат не для проверки условий жизни постояльцев, режущие глаза запахи в скромных апартаментах жильцов запомнятся надолго.
На наш вопрос, как в “Мирном Казахстане” оказался психически нездоровый человек, директор приюта ответила: в феврале прошлого года приезжала его мама (которая, кстати, на тот момент была ограничена в передвижении после перелома шейки бедра, а спустя три недели скончалась) и Талип Мирзоев. С последним был заключен договор, хотя ни опекуном, ни родственником Александра Тарновского он не является. Как отметила директор Бурматова, ей все равно, кем и кому приходится Талип. Главное, что он регулярно посещает приют и заботится об Александре Сергеевиче, исправно оплачивая его проживание в размере 55 тысяч тенге в месяц.
То, что перед нами явно неадекватный человек, стало понятно сразу: за 10 минут разговора он раз 20 спросил, кто мы такие, но так и не смог сказать, какое на дворе число, не помнит, как оказался в приюте и когда родился. Зато хорошо знает Талипа, но - как своего соседа.

В личном деле Тарновского, которое нам любезно показала госпожа Бурматова, нет ни одного документа, который бы подтверждал законность его содержания в частном пансионате: заявлений от близких родственников нет, оригинал удостоверения личности постояльца после снятия ксерокопии почему-то передали Мирзоеву, пенсию Тарновский не получает. Кто распоряжается лицевым счетом Александра Сергеевича, неизвестно, но списание средств с него происходит регулярно. Последний раз, как нам сообщили в Алматинском филиале ГЦВП, деньги были сняты 3 мая.
Кроме Тарновского в этом учреждении содержатся еще несколько десятков далеко не здоровых стариков. Как сообщила нам Галина Бурматова, у большинства неизлечимые диагнозы: болезнь Паркинсона, синдром Альцгеймера, слабоумие. И хотя в штате приюта есть врач и медсестра, которые следят за общим состоянием постояльцев, никакого медикаментозного лечения люди не получают, а в чрезвычайных ситуациях заболевших отвозят в городскую больницу Каскелена.
Через несколько дней сын Тарновского вернется из командировки и заберет отца из приюта, куда до появления журналистов дорога ему была заказана. Галина Бурматова пообещала не препятствовать свиданиям близких родственников. Но вопросов к ее учреждению от этого меньше не стало. Самый главный, которым сегодня задаются адвокаты Пелевины: кто и зачем вывозит из Алматы стариков доживать последние дни в “Мирном Казахстане?”

Начальник управления занятости и социальных программ Алматинской области Умсын БАЛАБИЕВА слышала о пансионате, но контролировать его деятельность не имеет права, так как учреждение - частное.
- Это неправительственная организация, которая, как я помню, несколько лет назад презентовала свой социальный проект на коллегии в Министерстве труда, - пояснила г-жа Балабиева. - Наше управление контролирует государственные социальные учреждения, а частные нам не подконтрольны. Вообще, как правило, пожилых больных людей и инвалидов определяют в государственные дома престарелых и интернаты. Я поставлю в известность заместителя акима области о ситуации в поселке Кумтоган.
Власти Алматинской области, на территории которой находится приют “Мирный Казахстан”, решительно настроены проверить заведение не только на предмет условий проживания постояльцев, но также выяснить, откуда они там взялись и не стали ли жертвами мошенничества. Об этом в пятницу нам сообщила заместитель акима Карасайского района Ултай БАРХИНОВА.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

28.05.2013

Поделиться
Класснуть