30617

Залог тревоги нашей

В очередной раз закрутить гайки банкам второго уровня намерен Нацбанк страны: отказать им в праве реализации залогового имущества тех должников, которые незначительно нарушили свои договорные обязательства.

Общественность в Интернете отреагировала на эту новость неоднозначно: одни пользователи Всемирной сети ликовали, другие обвинили обрадованных в финансовой незаконопослушности. Третьих волновал вопрос: а что, собственно, можно считать “незначительным” нарушением обязательств перед банком?
Как бывалый потребитель финансовых услуг, на шее которого несколько кредитов, в том числе и ипотечный, могу засвидетельствовать: в банковских договорах оговорены мельчайшие детали взаимоотношений между банком и заемщиком, в том числе последствия нарушения обязательств сторонами. Что касается реализации залогового имущества, то в каж­дом банке все по тем же кредитным договорам оговорены условия его внесудебной продажи. Ни один заемщик не получит кредит, если не согласится с этими условиями.
В таком случае новшество, о котором на прошлой неделе сообщил зампредседателя Нацбанка Данияр АКИШЕВ (см. “Как вас понимать?”, “Время” от 12.1.2013 г.), вызывает вопросы. Ну, например, такой: кто и по каким критериям будет определять значительность нарушения должником условий договора? Неужели под “незначительным нарушением” имеется в виду просрочка оплаты по кредиту или внесение суммы, меньше установленной графиком погашения кредита? Так ведь для таких случаев банки уже давно придумали безотказный способ воздействия на заемщиков - начисление пени с занесением отрицательного пункта в кредитную историю, что в последующем может стать причиной отказа в выдаче кредита.

По мнению депутата мажилиса Серика ОСПАНОВА, в стране достаточно заемщиков-должников по ипотечным кредитам, которые в свое время переоценили свои силы и сегодня не в состоянии платить по счетам, а жилье освободить отказываются.
Г-н Оспанов убежден: вводить законодательные послабления для них - дело не только неблагодарное, но и опасное.
- Как только люди поймут, что у банков связаны руки, финансовая система страны снова может испытать большие проблемы, - считает мажилисмен. - Мы знаем ситуации, когда мелкий бизнес под неликвидное для него залоговое имущество берет заведомо невозвратные кредиты. Конечно, финансовые взаимоотношения - это всегда риски. И как их минимизировать, мы будем обсуждать. Однако мое личное мнение: вносить в законодательство мельчайшие подробности условий сотрудничества банков с заемщиками - лишнее. В конце концов, договоры еще никто не отменял. Кроме того, я не слышал, чтобы финансовые институты начали массовую распродажу залогового имущества по проблемным кредитам. Единичные случаи, конечно, есть, но доля невозвратных кредитов куда больше. И в связи с очередным послаблением она может увеличиться.

А вот глава Центра социального партнерства при ФНБ “Сам­рук-Казына” Нурлан ЕРИМБЕТОВ, напротив, уверен: банкиров давно пора спустить с небес на землю.
- Я полностью поддерживаю любые шаги государства, которые умеряют банковские аппетиты, - говорит он. - Кстати, недавно мы изучали вопрос возможных социальных конфликтов и пришли к неутешительному выводу: практически все казахстанцы, регулярно получающие заработную плату, - кредитозависимы. Банковская система научилась работать прак­тически без рисков, кредитуя в основном рабочий класс. Эта социальная группа имеет пусть невысокий, но стабильный доход. А вот малый и средний бизнес, который может и не раскрутиться, для банкиров - зона повышенного риска. В результате мы видим “интересные”, с точки зрения привлечения финансово малограмотной клиентуры, банковские продукты в виде дешевых, казалось бы, беззалоговых кредитов на любые цели: от проведения тоя до покупки телевизора. То есть вся страна в кабале.
Словом, депутаты, которым предстоит рассмотреть новацию главного банка страны, оказались перед нелегкой дилеммой: согласиться с Нацбанком (и тем самым поставить под удар всю финансовую систему страны) или признать незыблемость договоров займа, на основании которых банки второго уровня ссужают заемщиков. Во втором случае их кредитозависимым избирателям можно будет проститься с надеждой на лучшие времена.

Александра АЛЁХОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть