4962

СИЗО сносят - проклятья летят

Около 100 жителей Алмалинского района Алматы вот уже полтора месяца плохо спят. Какой уж тут сон, если под их окнами круглосуточно (!)сносят старый следственный изолятор, его хозпостройки, расчищают площадку под строительство жилого комплекса.

СИЗО сносят -  проклятья летят

Шум и грохот в этом районе, по словам местных жителей, не умолкают ни днем ни ночью и в будни, и в выходные! Строители работают так ударно, что в квартирах при закрытых окнах постоянные гул и вибрация. На возмущения соседей застройщик не реагирует, да и неоднократные вызовы полиции особо не помог­ли.

Неужто и ночью кипит работа? В этом мы убедились лично. Ну и выслушали обратившихся в нашу газету людей.

Во дворике по пр. Сейфуллина собрались жители трех много­квартирных домов. Именно возле них и началась полтора месяца назад эта самая вакханалия.

- У нас тут был еще один дом, но жители съехали, и застройщик снес его. Но было мало приятного. Окна не откроешь, дышать нечем - пыль. Потом они начали менять коммуникации - у нас постоянно отключали свет, горячую воду! - возмущена до предела жительница дома 473д Светлана.

Позже строители двинулись на основную площадку, где стояли здание и хозпостройки известнейшего в городе следственного изолятора. Построили его в 30-х годах прошлого века. Когда начали сносить эти конструкции с толстенными стенами, говорят местные жители, они поняли, что попали в какой-то ад. Пыль, вспоминает жительница дома 473в Галина ЮНУСОВА, стояла такой стеной, что утром ее дочке, преж­де чем выехать на работу, нужно было очистить машину снегоуборочной щеткой! Но и это мелочи. Долбежка и грохот от спецтехники - вот, что добило всех.

Люди говорят, что разрушение конструкций начинается часов с семи-восьми утра. Несмотря на жару, окна у всех, понятно, закрыты. Иначе от шума можно сойти с ума. Так к нему добавляется и сильная вибрация. Собравшиеся показывают мне видео, снятое ими в квартире одного из домов. Там видно и слышно, как в унисон отбойным молоткам за закрытым окном дребезжат шкафы и раскачиваются люстры.

- У меня сегодня случилась истерика. Пока все спали, утром дом так стало трясти, что я по­думала: началось пяти-шестибалльное землетрясение. Схватила дочку, внуков, выбежали на улицу и просидели там два часа. Мы живем в доме 42-го года постройки. Он каркасно-камышитовый. А если тут рухнет все? Я уже в ДЧС позвонила. Они говорят: ну вот когда все грохнется, мы и приедем, - чуть не плачет Галина Юнусова.

Хорошо молодежи, которая хотя бы на день по рабочим офисам разбегается от шума. А пенсионеры? Давление и мигрень теперь их долбят каждый день. И если бы только день… Ведь строители не прекращают работу даже ночью!

- Приглашаю вас ко мне в гости, посмотрите, какой у меня пейзаж из окна и шум, - ведет нас за собой жительница дома 473д Галина СУЛТАНБЕКОВА.

Из окон ее кухни сносплощадка видна как на ладони. Время 23.30, а спецмашины сигналят, сгребают и вывозят мусор. График и режим их работы тут каждый уже знает наизусть.

- Часов с семи утра идет подготовка к работе, к восьми уже начинается активный снос, и так до семи-восьми вечера. Потом могут сделать небольшой перерыв. И потом с ночи и до 4-5 утра они начинают собирать мусор, грузить его с грохотом и вывозить. Сигналят. Всю ночь не сплю, пью таблетки от мигрени, заодно снимаю видеодоказательства, - показывает мне отснятый архив Галина Султанбекова.

- Мы ночью спим по два-три часа, а утром на работу. Дети наши поэтому в мае часто пропускали школу: невыспавшиеся как пойдут? Самое обидное, что мы разговаривали с застройщиком, жаловались ему. А он сказал, что будет продолжать работы: мол, сроки у него и ночью удобно работать - не жарко. Увидев, как вибрировала лавочка на улице от их работ, он удивился: ого, это так трясет? - наперебой рассказывают жители уже на улице.

И не боятся же так работать! - удивляется наш эксперт, юрист и председатель Ассо­циа­ции КСК Аркадий РУБЦОВ. - А ведь это нарушение Административного кодекса!

- 437-я статья. В будни ночью нельзя шуметь с 22.00 до 9 утра, в выходные - с 23.00 до 9 утра. Жители правильно делают, что фиксируют. Можно вообще в таких случаях скинуться на видеокамеру, которая будет записывать происходящее круглосуточно. Будет видно и работу на площадке, и то, если вдруг они и после приезда полиции будут работать, - подсказывает Аркадий Рубцов.

Кстати, так и есть. Полицию, говорит жительница Марина МЕЛЬСИТОВА, лично она вызывала раз восемь: и в три ночи, и в пять утра. Сначала стражи порядка приезжали, заходили на объект - стройка прекращалась. Минут на 30. А потом, когда патруль уезжал, все начиналось заново.

Интересную деталь нам сообщили в МВД. Оказывается, ведомство предлагает внести ответственность для предпринимателей за систематическое нарушение тишины. Если пошумел больше двух раз в год в неположенное время, то, возможно, его обяжут и деятельность приостановить. Кстати, живущие в этом хаосе фиксируют не только ночные и дневные работы, но и уровень шума от стройки.

- Я уже посмотрела, что по нормам максимальное количество децибел должно быть 45. У нас при закрытых пластиковых окнах уровень доходит до 60-70! - делится результатами своих изысканий жительница Светлана ПРОКОПЕНКО.

Да, уровень шума они пока смотрят в специальном приложении. В суд с этим не пойдешь, говорят другие наши эксперты. Нужно профессиональное лабораторно-инструментальное исследование. Раньше, рассказывает руководитель отдела контроля и надзора за коммунальными объектами ДСЭК Гульжан КИЛИБАЕВА, по обращению жителей их специалисты могли выехать и провести замер. Но сейчас, после поправок в Предпринимательском кодексе, делать это без основания нельзя. Им может стать экспертиза частного аккредитованного специалиста. Если превышение есть, то по заявлению жителей в территориальное управление санэпидконтроля организуется проверка.

- Специалист, когда приезжает, сначала тоже замеряет уровень шума в квартире, чтобы получить данные о его фоновом уровне. Для этого исключается предполагаемый источник шума. То есть стройорганизация должна на время приостановить работу, и мы уже замеряем фоновый шум. Только так можно понять, какой реальный вклад вносит стройка в общий уровень шума. Так вот, в дневное время - в будни с 9 утра и до 22.00, в выходные и праздничные дни с 10 утра и до 23.00 - эквивалентный уровень шума не должен превышать 40 децибел, а максимальный - 55. Ночью эквивалентный уровень - 30 децибел, а максимальный - 45, - разложила по полочкам замруководителя филиала Национального цент­ра экспертизы по Алматы На­талья ДЯГИЛЕВА.

И еще, считает Гульжан Килибаева, очень важно более детально указать источники шума: бетономешалка или грузовики. Потому что застройщик в день проверки, зная о ней, может работать потише. Если зафиксировать, что именно до этого било по ушам, то его обяжут подключить необходимую технику или оборудование. Зафиксировали нарушение нормативов? Тогда виновного обяжут заплатить штраф. Для юрлиц он составляет 230 МРП! Всю эту процедуру жители пройти готовы. Но помимо шума их пугает еще один факт. Они переживают за свою безопасность.

- Несколько дней назад, пробив ограждение, к близстоящему дому прилетела глыба от старой конструкции, которую сносили. Расстояние, кстати, от ограждения и до нашего дома всего три метра. Все ждут несчастного случая? Кто мог дать разрешение делать снос на таком расстоянии от жилого дома? - засыпает вопросами Светлана Прокопенко.

Кстати, мы тоже поинтересовались у акимата, есть ли у застройщика все необходимые документы и разрешения на снос конструкций и последующее строительство. И вообще, на каком расстоянии от жилых домов возможно производить такие работы? Ответа пока нет.

- Самое интересное, к нам как-то до строительства этого ЖК приезжали из акимата и говорили, что тут планируют снести два наших дома. Якобы тут будет сквер. Но как это будут делать - в рамках программы реновации или выкупят наши квартиры - непонятно. Может, логичнее было, если знали, что тут будут такой глобальный снос и стройка, решить вопрос с нашими домами? Мы бы тогда не страдали, как сейчас, - вздыхает Светлана Прокопенко.

P.S. Когда верстался номер, нам позвонила Светлана и сказала, что представитель застройщика встретился с жителями и впервые предложил найти компромисс. Совесть загрызла или, возможно, наш приезд и запросы в акимат каким-то образом сделали свое дело?..

Елена БАХАРЕВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть