Нефтеперерабатывающий развод
Законные владельцы НПЗ благодаря алматинским судьям не могут сместить генерального директора, вернуть своё имущество и забрать свои дивиденды
Есть на западе страны небольшой нефтеперерабатывающий завод “Актобе нефтепереработка”. Предприятие расположено, как нетрудно догадаться, в Актюбинской области. У него нет каких-то сумасшедших объемов, но налоги в бюджет оно платит исправно - 250-350 миллионов в год. Для сырьевой сферы это не такие уж большие деньги. Зато борьба за контроль над этим активом продолжается несколько лет - уже осуждены члены преступной группировки “Четыре брата”, затем один из руководителей компании Алмаз КУЖАГАЛИЕВ, а прямо сейчас суды Алматы пытаются разобраться, кто же должен управлять хозяйством. При этом служители Фемиды считают, что законные совладельцы товарищества даже не имеют права проводить собрания и назначать руководителя организации.
Товарищество с ограниченной ответственностью “Актобе нефтепереработка” прославилось на всю страну в конце 2016 года, когда Комитет национальной безопасности провел спецоперацию по задержанию организованной преступной группировки, занимавшейся различными махинациями в нефтяной сфере. В результате более 20 человек были осуждены, а лидер ОПГ Еркин ИЗБАСАР получил 12 лет лишения свободы, но вышел на волю, отбыв лишь треть наказания.
А еще в отдельное производство было выделено дело в отношении директора по логистике и маркетингу компании Алмаза Кужагалиева, якобы незаконно вывозившего вместе с белорусским бизнесменом Сергеем КУНЦЕВИЧЕМ нефть за рубеж. Самое ужасное, что в итоге их действия суды признали более серьезным преступлением, чем членов ОПГ, поэтому Кужагалиев получил 19 лет лишения свободы, а Кунцевич - 17. Лишь летом этого года оба предпринимателя были частично оправданы и вышли на свободу, отсидев по пять с половиной лет.
И с самого начала, как только спецназ КНБ ворвался на завод, в нефтяной сфере пошли разговоры, что на самом деле цель всех этих расследований банальна - просто некие люди захотели забрать себе пусть небольшой, зато стабильно работающий бизнес. Но чтобы стать законным владельцем компании, необходимо договариваться со всеми собственниками, а их аж девять, в том числе три юридических лица и шесть человек. То есть у каждого надо либо выкупить, либо отобрать его долю.
Но есть еще один вариант: предприятие можно взять в доверительное управление. Это когда совладельцы договариваются и передают свои доли человеку или компании, чтобы они принимали ключевые решения и занимались всей текучкой. Именно так и случилось с ТОО “Актобе нефтепереработка” - летом 2019 года группа акционеров подписала соглашение о передаче своих долей в доверительное управление ТОО “Aktobe Petroleum”.
Что любопытно, эта фирма была зарегистрирована буквально за несколько дней до заключения контрактов. И место регистрации предприятия тоже интересное - село Шамалган, что в Карасайском районе Алматинской области. Даже вспоминается анекдот: “Многопрофильный колледж Шамалгана дал миру больше долларовых миллиардеров, чем London Business School”.
Не менее интересно, что у Aktobe Petroleum под управлением оказалась доля в 51 процент, то есть простое большинство голосов, и на внеочередном собрании ТОО “Актобе нефтепереработка” доверительный управляющий смог при голосовании назначить своего генерального директора - им стал вице-президент Федерации тяжелой атлетики Ерасыл СЕРИК, сын бывшего чиновника Даурена АБДЫХАМИТОВА, ныне подсудимого по делу о хищениях при строительстве LRT в столице.
Согласитесь, как у нас в стране все перемешалось: после громких уголовных дел Актюбинский нефтеперерабатывающий завод возглавил еще совсем молодой парень, чей папа является фигурантом громкого уголовного дела в столице.
При этом всезнающие анонимные Telegram-каналы утверждают, что Ерасыл Серик - доверенное лицо Нурбола НАЗАРБАЕВА, отсюда и место регистрации, но насколько это соответствует истине, сказать трудно.
Как бы то ни было, в июне 2019 года у ТОО “Актобе нефтепереработка” появился новый руководитель, но уже через короткое время совладельцы компании, передавшие свои доли в доверительное управление, почувствовали что-то неладное. Во-первых, их перестали пускать на территорию предприятия, а во-вторых, им перестали выплачивать дивиденды. Согласитесь, это довольно странно: ты договорился, что твоим имуществом будет управлять специально нанятый человек, а он не хочет делиться законной прибылью.
Такое положение дел не устроило настоящих владельцев, и они решили прекратить отношения с доверительным управляющим, о чем официально уведомили шамалганскую компанию Aktobe Petroleum в августе прошлого года. И логично, что разрыв с управляющим привел бы к смене генерального директора. Но не тут-то было.
Ерасыл Серик наотрез отказался покидать свой пост и начал отстаивать свои права в судах и арбитраже. Разумеется, все в рамках законодательства. Но удивляет, что суды в Алматы полностью встали на его сторону, совершенно игнорируя доводы законных владельцев долей в компании.
Более того, в рамках многочисленных разбирательств судьи выносили определения, запрещавшие хозяевам предприятия проводить собрания и принимать какие-либо решения, связанные с управлением ТОО “Актобе нефтепереработка”. То есть фактически суды пришли к выводу, что, раз совладельцы отдали свои доли в доверительное управление, у них вообще больше нет никаких прав.
Абсурдность судебных решений достигла пика, когда свое собрание участников созвали представители ТОО “Антал-С”. Доля этого юрлица в ТОО “Актобе нефтепереработка” равна 25 процентам, и компания никому ее в доверительное управление не передавала, у нее нет соглашения с ТОО “Aktobe Petroleum”. То есть ТОО “Антал-С” оставалось и остается совладельцем предприятия, поэтому на него, по идее, никакие ограничения, связанные с доверительным управлением, не распространяются. Но и созванное этой компанией собрание совладельцев товарищества было признано судом незаконным, как и принятое на нем решение о смене генерального директора.
То есть фактически алматинские судьи в нескольких процессах пришли к одинаковому выводу, что хозяева компании на самом деле никто и звать их никак. Собрания проводить нельзя, менять руководителей нельзя, разрывать контракты с доверительным управляющим тоже запрещено. Алматинские суды всеми способами затягивают разбирательства, а в это время, как подозревают владельцы, действующие управленцы растаскивают по частям имущество завода.
Поэтому нефтеперерабатывающий завод в Актюбинской области остается под контролем компании из Шамалгана, в которой, кстати, не так давно поменялся первый руководитель. Возглавил предприятие некий Сакен Шырынбекулы АЙТЖАНОВ, по совместительству детский тренер по вольной борьбе. У него секция в Алматы. Он прямо сейчас набирает учеников от 10 до 14 лет, объявление висит в интернете, и любой желающий может записаться.
Так и работает завод по переработке нефти - управляет им вице-президент Федерации по тяжелой атлетике, сын фигуранта уголовного дела по хищению миллиардов, а 51 процент доли предприятия контролирует борец-вольник, в свободное от основной работы время тренирующий детей.
Вот и напрашивается неприятное предположение, что целью спецоперации КНБ шестилетней давности была не борьба с организованной преступностью, а захват предприятия. И, как мы видим, стоящие за этими событиями люди по-прежнему обладают авторитетом и властью, раз законные хозяева компании ничего не могут с ними сделать.
Кстати, прокуратура и департамент полиции Актюбинской области тем временем расследуют уголовное дело о хищениях в ТОО “Актобе нефтепереработка” в особо крупном размере. В качестве подозреваемого в заявлении указан как раз нынешний руководитель предприятия Ерасыл Серик.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы