3027

Прямой наводкой

Деньги любят тишину. Видимо, из этих соображений в Шымкенте при проведении государственных закупок предпочитают договариваться напрямую, без участия третьих лиц. Так с января по апрель этого года способом из одного источника были заключены договоры почти по 14 тысячам лотов на общую сумму более 101 млрд тенге. Это данные отчета портала государственных закупок.

Прямой наводкой

А, к примеру, на открытый конкурс было выставлено всего около четырех тысяч лотов. С точки зрения экономии бюджетных средств способ из одного источника еще и самый расточительный - всего 1,44 процента экономии, тогда как при сборе ценовых предложений она составила 20,8 процента от общей суммы. Чем объясняется выбор конкретного поставщика и суммы, уплаченной ему, понять сложно: закон требует обязательного отчета о трате средств, но мало кто из заказчиков размещает его на портале госзакупок в требуемый 10-дневный срок.

Государственные закупки в стране сегодня должны проходить с помощью открытого конкурса, запроса ценовых предложений, посредством аукциона или товарной биржи. Из одного источника - в исключительных случаях, когда остальные способы невозможны. Но это по закону. А на деле исключение сделали правилом.

Выловив из моря государственных закупок сотни подобных фактов, эксперты шымкентского филиала общественного объединения “əділдік жолы” задались вопросом: почему в должной мере не работает статья 41 закона о госзакупках? И обратились в Минфин за разъяснениями.

- Только по одному из оснований для способа закупок из одного источника - приобретение товаров и услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, - 318 шымкентских заказчиков с января по апрель этого года заключили 672 прямых договора с 92 поставщиками на общую сумму 2 млрд 750 млн тенге, - поясняет эксперт по антикоррупционному мониторингу Талгат ЕГЕМБЕРДИЕВ. - Все эти госзакупки были проведены сразу из одного источника, без альтернативы. А всего таких оснований еще 33. Изучив ситуацию, мы обратились в шымкентский департамент внут­реннего государственного аудита, в чью компетенцию входит контроль госзакупок, по поводу нарушения законодательных норм со списком всех договоров. Нам ответили, что часть из них была обоснована наличием у поставщика авторского права, а вот по остальным проведут аудиторскую проверку. Была ли она в итоге, мы не знаем.

А список этот, надо сказать, прелюбопытнейший. При детальном его изучении выяснилось, что объектами интеллектуальной собственности могут стать и проведение школьных олимпиад, и услуги по обслуживанию компьютерной техники и сопровождению программы бухучета, и система продажи билетов в цирк, и даже шымкентский марафон и консалтинговые услуги для городского акимата.

Среди заказчиков, предпочитающих договариваться напрямую, - госорганы, а также бюджетные учреждения образования и здравоохранения. Среди поставщиков, обладающих авторским правом, - разношерстные компании: от ИП до организации, основанной экс-вице-министром сельского хозяйства.

Приведем лишь несколько примеров того, как тратились бюджетные средства без какой-либо конкуренции среди поставщиков.

33 млн 306 тысяч тенге заплатил образовательный центр “Дарын” общественному фонду AUEZOV JASTARY за проведение школьной олимпиады научных проектов. Хотелось бы надеяться, что было хоть что-то эксклюзивное в обычном, по сути, конкурсе по выявлению самых умных и талантливых детей.

Еще один общественный фонд, на сей раз “Шымкент марафон”, заключил договор с городским управлением физической культуры и спорта на проведение “мероприятия по шоссейному бегу на открытом воздухе”. Марафон за 30 млн тенге запланирован на 11 сентября этого года. К договору прикреплено свидетельство об авторском праве на “сценарное произведение” марафона, выданное в марте этого года на некоего Марата НУРЖАЕВА. Видимо, шымкентцы будут стартовать и финишировать как-то по-особенному.

Почти 7,5 млн тенге управление по делам религий готово заплатить столичному ТОО “AiMap” за аналитическую интернет-карту. Карту чего именно - в договоре не раскрывается. Но первый транш в размере 2 млн 555 тысяч тенге уже перечислен.

“Шымкент-Цирк” заплатил за использование системы полного цикла продажи билетов ТОО “QazTiQet” 750 тысяч тенге. А акимат Шымкента за услуги “облачного сервиса” - 35 млн тенге, предназначенные ТОО “YCG”. Компания эта, основатель которой экс-министр сельского хозяйства, ныне руководитель офиса по мониторингу реализации нацио­нальных проектов Арман ЕВНИЕВ, оказывает консалтинговые услуги госструктурам и внедряет в их проектный менеджмент. Слова, безусловно, красивые и модные, но в апгрейд шымкентского акимата верится с трудом.

Управление образования Шымкента потратит 31 млн 745 тысяч тенге из бюджета города на услуги по использованию информационно-аналитической системы отбора кадров. Договор со столичным ТОО “EveryByte” уже заключен. А его подведомственные школы как под копирку напрямую договорились с ТОО “Азия сервис-2050” на получение услуг по сопровождению и техподдержке информационных систем. Стоит отметить, что этой фирме как-то особенно везет на сотрудничество с учреждениями образования: в прошлом году по 566 контрактам выручка превысила 159 млн тенге.

К слову, местным чиновникам от образования есть на кого равняться в использовании способа из одного источника. Так, Минобразования безальтернативно выбрало некоммерческое акционерное общество “Talap”, президентом которого значится Олжас ОРДАБАЕВ, заместитель председателя правления НПП “Атамекен” в недавнем прошлом, в качестве организатора курсов повышения квалификации директоров и педагогов шымкентских колледжей. Стоимость удовольствия - 23 млн 747 тысяч тенге.

Впрочем, мало кто может сравниться по ширине и глубине вспахивания нивы образования с ТОО “Bilim Media Group” - разработчиком образовательной платформы для школьников. В 2021 году его выручка от контрактов по госзакупкам составила около 543 млн тенге. По данным портала госзакупок, в этом году только с шымкентскими школами договоры были подписаны по 44 лотам на общую сумму около 60 млн тенге. В том, что на весь контент, представленный в этих программах, распространяется авторское право, сомнений нет. Но казахстанские школы массово закупали у ТОО мультимедийные сенсорные панели.

- В открытых источниках информации о том, что ТОО “Bilim Media Group” обладает интеллектуальными правами на интерактивные панели, нет. Программное обеспечение можно установить на любую подобную технику, отвечающую характеристикам, ведь сами панели они не собирают, - по­ясняет руководитель шымкентского филиала общественного объединения “əділдік жолы” Айжан КЕСЕБАЕВА. - В этой связи мы решили обратить внимание департамента внутреннего гос­аудита на этот факт и обратились с запросом. Просили провести проверку по данным закупкам на соответствие закону. Кстати, наши коллеги из Западного Казахстана обратились в местный департамент с аналогичным письмом. В итоге эти действия были признаны нарушением закона о госзакупках.

В Шымкенте на ту же самую ситуацию посмотрели под другим углом, признав за ТОО авторское право и на само оборудование.

- После изучения всех этих соглашений возникают сомнения по поводу самой системы выдачи авторского права. Что только не признают объектами интеллектуальной собственности органы юстиции! - комментирует ситуацию Талгат Егембердиев. - Кроме того, хочу напомнить заказчикам, что по закону они обязаны в 10-­дневный срок со дня заключения договора о государственных закупках разместить на портале отчет, в котором должны обосновать стоимость товара или услуги, выбор поставщика, а также причины невозможности использовать иные способы закупок. Из 672 договоров, заключенных на основании авторского права, отчитались только по 48 соглашениям.

Между тем за безосновательное проведение закупок из одного источника Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность согласно пункту 11 статьи 207 - штраф в размере 100 МРП.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть