2322

Богатые тоже прячут

В Алматы обсудили тему социального иждивенчества. На встрече эксперты пытались проанализировать, насколько эффективными оказались программы государственной поддержки уязвимых слоев населения и как они повлияли на иждивенческие настроения.

Богатые тоже прячут

Говорили в первую очередь про адресную социальную помощь (АСП). Ее, как известно, получают те, чей доход на каждого члена семьи не превышает 70 процентов от прожиточного минимума (в Казахстане это 36 018 тенге). Люди каждый квартал сдают документы, специальная комиссия проверяет их материальное положение и, если все сходится, назначает АСП.

Как рассказали спикеры, в основном ее получают люди, которые имеют временную пропис­ку в Алматы. Бывает, что они регистрируются специально для этого, а потом уезжают в другой город. Индивидуальные предприниматели указывают минимальную зарплату, супруги фиктивно разводятся, сдают хорошие дома, оформленные не на себя, а на родителей, и переезжают в старые хибары, чтобы не возникло вопросов к их материальному положению.

- Стоит вопрос иждивенчества отцов и мужей. Если даже мы предоставляем им социальные рабочие места, они опаздывают, не приходят. Я понимаю, много детей, много проблем, причины всегда есть. Но все же это показатель. Предлагаем общественные работы за 92 тысячи тенге - не хотят, - сетовали присутствовавшие на встрече представители районных отделов социального благосостояния. - Люди привыкли жить на АСП: они думают, что это пособие. Но это именно адресная социальная помощь для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Были предложения начислять АСП исходя из 100 процентов прожиточного минимума, а не от 70, как сейчас. Действительно нуждающиеся семьи - а таких тоже хватает - с трудом сводят концы с концами. Адресная помощь не всегда их спасает. Да, соглашались собравшиеся, с одной стороны, все так, но с другой - это приведет к еще большему социальному иждивенчеству: претендентов на АСП автоматически станет больше.

- Люди идут на разные ухищрения, чтобы получать пособия. Какие вы видите пути решения этой проблемы? - спросила у экспертов многодетная мама, предприниматель Сана ЖАНДАЙ.

- Проблема иждивенчества хорошо решается через реализацию каких-то бизнес-начинаний, - прозвучало одно из решений. - Если разработать более доступные формы для поддержки стартапов, то можно будет увидеть новые бизнес-идеи от матерей, которые сейчас получают АСП. Им сложно их презентовать, есть некоторые бюрократические препоны. Хотелось бы оптимизировать эти моменты.

Мы разрабатывали дорожную карту по созданию центров “Бакытты отбасы”. Изу­чали очень много моментов, связанных с формами поддержки женщин, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Не нужно строить иллюзий, что все участники образовательных программ, которые проводят “Атамекен” и другие структуры, выделяющие гранты, могут стать бизнесменами, - возразила председатель “Союза кризис­ных центров Казахстана” Зульфия БАЙСАКОВА. - Здесь все-таки нужны знания, умения и внутренний потенциал. Я предлагаю спустить на землю и более реально обсуждать вопрос поддержки женщин. Не все могут стать бизнесвумен. На эти программы тратятся деньги, а отдачи мы практически не видим. Подрывается сама идея.

- На мой взгляд, важно, чтобы мы предоставили женщинам право трудоустроиться на любую работу. Многие, особенно многодетные, вынуждены сидеть дома, потому что у нас слабо развито дошкольное образование, - продолжает Байсакова. - Невозможно отдать ребенка в детский сад по месту жительства. Помните, был момент, когда второго ребенка из многодетной семьи брали в детский сад бесплатно. Почему бы не рассмотреть это предложение заново? Тем более что в бюджете Алматы есть деньги на это. Тогда женщина может пойти на ту работу, на которую она способна.

Кроме того, Байсакова предложила зарегулировать и четко прописать, кому и какая помощь положена.

- Любая льгота должна иметь какие-то сроки, - уверена она. - Если бесконечно содержать семьи, не выставляя каких-то индикаторов и критериев, весь бюджет Казахстана уйдет только на то, чтобы поддерживать даже тех людей, которые могут трудиться. Мы даем адресную социальную помощь, чтобы семья могла выйти на другой уровень экономического развития. Допустим, мы даем на три года, и если в течение этого времени семья не смогла трудо­устроиться, развить свой потенциал, нужно изучить ее и понять, почему это произошло. Одно дело - потратить все деньги АСП на операцию, другое - непонятно куда. Тогда можно смело прекращать эти выплаты и рекомендовать людям трудоустраиваться.

По ее мнению, нужно внимательно и глубоко изучить этот вопрос.

- И главное - мы это уже предлагали - назначать пособие не только многодетным, а каждому ребенку от рождения до 18 лет. В Минтруда сделали экономические расчеты и сказали, что это пока нереально. На мой взгляд, это не ответ. Все граждане Казахстана равны и поддержка каждого ребенка важна! Мы настаиваем, чтобы было единое пособие, независимо от социального положения или статуса семьи! АСП может выплачиваться дополнительно. Тогда и государство будет требовать внимания к каждому ребенку и родительской ответственности. На мой взгляд, тогда и дети будут более защищены, - уверена Байсакова.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Игоря КИЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее