Вот такая комбинация
Мастер-класс на тему “Как отдать всё и остаться в должниках” может провести жительница Костаная Гульжан АСИЛБЕКОВА. А вот научить тому, как забрать всё и остаться недовольным, могут в Forte Bank
История долгих и мучительных взаимоотношений Асилбековой и Forte Bank тянется уже 14 лет - гораздо больше, чем возраст самого банка. Началась она еще во времена печально знаменитого Темiрбанка, который давно почил в банкротстве, а кредитная история бизнесвумен Асилбековой впоследствии перешла по наследству в Forte Bank.
Замечу сразу: пересказом подробностей судебных и внесудебных событий, связанных со спором между Гульжан и банком, я утомлять читателя не буду. Тем более давать оценки состоявшимся судебным решениям. В горестном рассказе моей собеседницы о ее финансовом крахе меня заинтересовала некая схожесть с “делом алматинского стрелка” (см. “Лишился дома и убил пятерых”, “Время” от 22.9.2021 г.). Напомню, алматинец Игорь ДУЖНОВ осенью прошлого года убил пятерых человек, прибывших исполнять решение суда о его выселении из дома. Впоследствии выяснилось: преступник находился в отчаянии из-за судебных решений и банковских операций, связанных с лишением его имущества.
Именно об этом обстоятельстве принципиально говорилось на самом высоком уровне в конце прошлого года, после чего был введен запрет на участие банков-залогодержателей в торгах по продаже залогового имущества. Ок, сейчас такой практики не стало. Но это не означает, что не осталось людей, считающих себя пострадавшими от сомнительных банковских действий.
В 2011 году Костанайский горсуд в полном объеме удовлетворил иск Темiрбанка к Гульжан Асилбековой. Признав ее 36-миллионный долг по кредиту, суд постановил обратить взыскание на здание офиса со складом и земельный участок. То есть, понимая, что денег у Гульжан нет (ее бизнес полетел под откос после кризиса 2008 года), суд решил: долг будет погашен имуществом, и его стоимости хватит, чтобы закрыть все обязательства.
- Банк требовал досрочного погашения долга, суд с этим согласился, значит, все отношения по кредитному договору должны были закончиться еще в 2011 году, - считает адвокат Снежанна ЖУКОВА. - Банк должен был взять исполнительный лист и в соответствии с судебным решением зарегистрировать свои права на имущество Асилбековой или продать его. Однако оказалось, что решение суда… неисполнимо!
Гульжан еще во время судебных разбирательств предупреждала об этом.
- Дело в том, что на земле, отданной судом банку, находится еще одно мое офисное здание, - объясняет она. - То есть при таком факте регистрация участка на нового владельца невозможна по закону. Как я ни пыталась выкупить участок земли под офисом, банк на это не соглашался.
И затянулась волынка на десять с лишним лет. За это время Темiрбанк успел прекратить существование и превратиться сначала в Альянс Банк, потом в БТА, а затем в Forte Bank. Разбираясь с доставшимся наследством, денежно-кредитная организация решила все-таки закрыть вопрос. Банк провел оценку злополучного имущества, в результате которой оказалось: его стоимость не покрывает сумму долга. И потребовал взыскать недостающее за счет… рядом стоящего второго здания.
Надо ли говорить, что на торгах оно было продано по минимальной цене. И нужно ли удивляться, что покупателем его стал Forte Bank. То есть он купил и то, что ему уже принадлежало согласно решению суда 10-летней давности, и другое здание (точнее, принадлежавшую Гульжан половину). И получил как землю с недвижимостью, так и уплаченные за них самим же банком деньги в сумме 19,5 миллиона тенге. Вот такая комбинация…
- После этого мне сообщили: вырученной от продажи суммы не хватает для покрытия моих долгов, - сокрушается Гульжан Асилбекова. - Я теперь должна банку еще 17 миллионов! Да что же это такое?! Но ведь десятилетней давности решение об обращении моего имущества в банковскую собственность по стоимости, равной сумме долга, не отменено, оно считается законным и должно быть исполнено!
Это действительно очень странная ситуация. Получается, что десять с лишним лет банк (как бы он в течение этого времени ни назывался) не оформлял регистрацию присужденного ему имущества. Асилбекова никак не могла на это повлиять. Исполнению судебного решения она не препятствовала. Оно просто не исполнялось теми, в чьих интересах было вынесено. Итог этой неразберихи более чем печальный: по сути, долг для Гульжан стал пожизненным. Разве это нормально? Разве так бывает? И должно ли так быть?
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай