Подруга на доверии
Жительница Костаная Айслу ЖАКАНОВА заявила, что будет бороться за полный запрет финансовых пирамид в стране, и тут же поняла, насколько безнадежным делом она занялась. Ни полиция, ни прокуратура, ни даже суд не помогли ей вернуть утраченные миллионы.
А все началось прошлой весной с соблазнительного предложения: близкая подруга Мадина Н. посоветовала ей вложить деньги с гарантией большой прибыли в одно “верное дело”. Речь шла о неком депозите Union, удваивающем взносы. Для участия достаточно было 40 тысяч тенге, но вкладчики не скупились: среди них оказались и те, кто готов был вложить гораздо больше. Жаканова, продавшая квартиру, отдала Мадине почти четыре миллиона тенге. А через два месяца подружка сообщила, что ее компания обанкротилась.
- Мадина не просто уговаривала - она рассылала видеоролики и голосовые сообщения, - рассказывает Жаканова. - То есть занималась рекламой запрещенной финансовой деятельности. Я узнала от Мадины и о возможностях сказочного обогащения через фирму Antares, но не успела воспользоваться. На эту удочку попались наши общие знакомые, которые доверяли Мадине. Есть среди них и пенсионеры. Моя соседка, например, отдала ей более трех тысяч долларов (эта сумма впоследствии подтвердилась в суде). Очень скоро мы поняли, что деньги возвращать нам никто не собирается.
Айслу сохранила присланные ей видеосюжеты, в которых запечатлены счастливые участники финансовой пирамиды. Перед ними на столе лежат россыпи купюр, на их телефонах отображается пополнение денежных счетов… Конечно, все это наверняка имело большую убедительную силу для людей, с которыми Мадина Н. установила доверительные отношения.
Айслу Жаканова считает: ее подруга работала не одна, среди ее коллег были люди с хорошими связями. По ее сведениям, есть среди них бывшие и действующие сотрудники властных, а также силовых и надзорных органов вплоть до КНБ. Именно по этой причине, считает она, дело по заявлениям в отношении Мадины и компаний, в которых упоминаются пирамида Antares и депозиты Union, заволокитила полиция.
- Я решила определить круг пострадавших и обратилась с призывом откликнуться всех, кто попал в такую же ситуацию, как и я. В первый же день отозвались более 35 человек. Но в считаные месяцы почти все они махнули рукой на надежду вернуть свои деньги. Думаю, на них повлияло бездействие правоохранительных органов и слухи о высоких покровителях наших обидчиков. А мои выступления в сети Мадина направила против меня.
Бывшая подруга обратилась в суд с заявлением о клевете. Она обвинила Айслу в том, что та назвала ее мошенницей. В доказательство своей позиции истица представила суду скриншот и компакт-диск с записью голоса Жакановой. Тут-то и началось самое интересное.
Вообще-то, в наших судах давно действуют алгоритм и правила работы с подобного рода уликами, полученными из интернета. Если суду представляют скриншот или копию иной информации с какого-либо сайта, то они должны быть оформлены в кабинете нотариуса в присутствии двух свидетелей. Что же предъявила суду Мадина? Черно-белое изображение поста Айслу, поверх которого была нанесена надпись: “Мадина - мошенница мягко сказано”. На диске было записано видео Айслу, в котором та сообщала: уголовное дело по ее заявлению о мошенничестве уже расследуется. Конечно, все эти улики не были оформлены должным образом и никем не подтверждены.
- Я пыталась объяснить, что скриншот поддельный и что видео датировано другим числом. А это было очень важно: заявление о привлечении к ответственности Мадины я подала 6 июля, а видео записала 11 июля. Истица же утверждала, что оно записано и выложено 25 мая! Но судья меня не слушала.
Интересно, что о дате судебного заседания Айслу заранее не знала. Секретарь суда позвонила ей с сообщением о начинающемся процессе, когда Жаканова была за рулем.
- Я ехала из отдаленного района с похорон, этот звонок меня обескуражил, - вспоминает Айслу. - Меня буквально заставили съехать на обочину и участвовать в суде. Какого качества интернет на трассе, вдали от населенных пунктов, сами знаете... В таких условиях я, не подготовившись, будучи лишенной адвоката, была совершенно беззащитна против доводов Мадины. И она выиграла! А за каждый факт установленной судом “клеветы” мне присудили крупный штраф.
Потом ситуация изменилась: Айслу все же удалось отбиться от скриншота, признанного в суде недопустимым доказательством. Правда, аргументов против обвинений по видеосъемке у нее не хватило. Разбираться в правильной датировке видеопоста в суде вновь не стали, хотя, наверное, могли бы привлечь экспертов. Не установил суд и доказательств прямого умысла Жакановой в клевете на Мадину Н. Хотя по закону обязан был это сделать.
- Раз суд понял, что скриншот поддельный, а надпись, за которую меня осудили, была выполнена не мной, значит, встает вопрос о привлечении к ответственности тех, кто представил суду, а также изготовил подделку, - размышляет Айслу Жаканова. - Как бы не так! Все мои усилия на этот счет пошли прахом. Такое ощущение, что и суду, и прокуратуре плевать на то, что творится у них буквально на глазах!.. И все-таки я продолжу добиваться, чтобы участковый, составивший на меня без моего ведома протокол о клевете, был наказан.
Между тем процесс доказывания очевидной вины Мадины Н. в распространении незаконной рекламы пирамиды растянулся на долгие месяцы, и в результате та хоть и была признана виновной, но освобождена от наказания. Попытки привлечь ее к ответственности за мошенничество тоже потерпели фиаско. И с этим связан новый детективный эпизод в истории противостояния Айслу с “пирамидниками”.
Оказывается, несмотря на то что в своем заявлении Жаканова прямо указала на умыкнувшую деньги подругу, дело стали расследовать в отношении неустановленных лиц. Не возбуждали дела и по заявлениям других людей, требовавших привлечь к ответственности Мадину Н. Мало того, когда уголовное дело по заявлению Айслу Жакановой по непонятной причине перекочевало из департамента экономических расследований в полицию, Мадина стала фигурировать в нем как… потерпевшая! Дескать, и она пострадала от владельцев пирамиды Antares и депозитов Union. Еще в сентябре факт волокиты расследования установлен прокуратурой, которая дала полицейским письменные указания о проведении следственных действий, а заодно и потребовала привлечь к ответственности нерадивых следователей. Но…
- Об очередном отказном постановлении я узнала лишь 18 января, - продолжает Айслу Жаканова. - Мне выдали его на полтора месяца позже установленного законом срока. При этом должностные лица Южного отдела полиции Костаная, думаю, пытались меня обмануть, проставив дату постановления задним числом. Когда я потребовала сделать все по закону, они от меня отмахнулись - и замначальника отдела, и следователь!
Жаканова не сдается. Недавно ей удалось рассказать о своих злоключениях на приеме в областной прокуратуре. Там ей твердо пообещали разобраться в ситуации. Выполнит ли надзорный орган свои посулы, пока неясно. Дело в том, что все предыдущие его “указиловки” полицейские попросту проигнорировали.
Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Айслу ЖАКАНОВОЙ, Костанай