2801

Конкурентная возня

Вряд ли несколько десятков нуждающихся в жилье карагандинских семей смогут справить новоселье в период, намеченный властями. А все потому, что фирмы-застройщики устроили судебные сражения за право возводить многоквартирные дома по госпрограмме. Исходя из этого сроки сдачи объектов в эксплуатацию отодвинулись. Вместе с тем не исключено, что выгоду от этих горячих гражданских споров могли получить некоторые вершители правосудия.

Конкурентная возня
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

Недавно наша газета сообщила о задержании судьи Карагандинского межрайонного экономического суда (СМЭС) Ержана ГАБДУЛЛИНА. Ему домой занесли деньги от представительницы строительной компании “Оливия” Елены КАНТЕР-СКРИПКИНОЙ. Но, как выяс­нилось, подношение он, видимо, брал не для себя, поскольку с октября прошлого года не рассматривал дела с участием этой фирмы. Зато несколько исков находилось у коллег Габдуллина. В том числе и у судьи Ербола МАЙПАСОВА. (см. “Мани, мани - мантия”, “Время” от 10.2.2021 г.). Именно его декабрьское решение, когда он отдал победу выступавшей в качестве истца “Оливии”, в минувшую среду отменила апелляционная коллегия областного суда.

Наш корреспондент поприсутствовал на процессе, проведенном в дистанционном формате, и узнал, что судья Майпасов, оказывается, “применил норму закона, которая не подлежит применению”. Такую формулировку избрали судьи вышестоящей инстанции после изу­чения его судебного акта.

Суть истории заключается в том, что областное управление государственных закупок объявило конкурс на строительство в Майкудуке двух девятиэтажек по 108 квартир. Заказчиком лотов выступил городской отдел строительства. Из четырех подавших заявки поставщиков удача улыбнулась фирме “Жак-Жал” из Жанаозена, а второе место заняло предприятие из Алматы. Такой финал не устроил местную “Оливию”. Шутка ли, из-под носа в руки иногородних конкурентов уплывают солидные деньги - государство выделяет на эти дома свыше трех миллиардов тенге.

Вот представители проигравшей “Оливии” и попробовали через суд отменить итоги тендерного розыгрыша. Смысл притязаний сводился к тому, что победа должна была достаться только им. Ведь в прошлом году из-за ковидной пандемии в стране действовал специальный порядок госзакупок. Конкурсная комиссия была вправе отклонить предложения потенциальных поставщиков из других регионов, чтобы карантинные ограничения, введенные санврачами на той или иной территории, не помешали строительству.

Но понятие “вправе” не значит обязана. Тем более что в постановление правительства о спецпорядке неоднократно вводились корректировки. И вышло так, что пункт №39, на который ссылался истец, в момент проведения тендера уже был исключен из документа - их вообще там осталось всего 17. Однако судья СМЭС Ербол Майпасов сделал вид, что не заметил этого важного нюанса. Своим решением от 3 декабря 2020 года он обязал конкурсную комиссию пересмотреть итоги тендера и признал недействительными два заключенных с “Жак-Жалом” договора о госзакупках.

Неудивительно, что после оглашения этого вердикта в областной суд полетели апелляционные жалобы не только от жанаозенских предпринимателей и госорганов, но и от надзирающей за соблюдением законности прокуратуры. Исправлять вердикт Майпасова пришлось трем судьям коллегии по гражданским делам. Они отменили решение первой инстанции и вынесли новое, в котором отказали в удовлетворении исковых требований “Оливии”.

Работа над ошибками - это, конечно, хорошо. Тем более в обстоятельствах, когда карагандинский судебный корпус запятнала история с предполагаемым взяточничеством судьи Габдуллина. Как ни крути, многое сейчас зависит от показаний юриста “Оливии” Кантер-Скрипкиной. Быть может, она расскажет, проплачивала ли через посредника лояльность Майпасова? Ведь, как мы упоминали в предыдущем материале, он рассматривал не одно-единственное дело с ее участием.

По-настоящему обидно совсем за другое. В этой истории, увы, уже не исправить одного - своевременной сдачи арендного жилья в эксплуатацию. Она намечалась на 31 декабря 2021 года. Однако из-за тендерно-судебных разборок на выделенных под строительство участках еще конь не валялся. Очевидно, что стоящие в очереди на получение квартир многодетные семьи, инвалиды и прочие социально уязвимые карагандинцы обретут крышу над головой с задержкой в несколько месяцев.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

Поделиться
Класснуть