6201

Мани, мани - мантия

Громкий скандал грянул в Караганде: под подозрение во взяточничестве попал судья местного экономического суда Ержан ГАБДУЛЛИН. Взрывная волна от этой разорвавшейся “бомбы” докатилась до столицы, где в ближайшее время его могут лишить статуса судейской неприкосновенности со всеми вытекающими последствиями. Главная же интрига состоит в том, что Габдуллин может стать не единственным подозреваемым.

Мани, мани - мантия

Из предоставленной пресс-службой Карагандинского облсуда информации стало понятно, что Ержан Мадярович попался не случайно. В официальном сообщении говорится, что его хлопнули сотрудники центрального аппарата Агентства по противодействию коррупции во взаимодействии со службой внутренней безопасности Верховного суда.

Очевидно, что была предварительная разработка, завершившаяся успехом. Иначе служители правосудия не позволили бы себе на этой стадии расследования использовать формулировку “задержан судья СМЭС с поличным при получении взятки”. Примечательно, что спецоперация прошла в пятницу вечером, а в субботу соцсети и телеграм-каналы наводнили неофициальные сообщения о поимке Габдуллина.

В них отмечалось, что судья получил порядка 30 тысяч условных единиц иностранной валюты. Но называть точную цифру мы пока не будем, так как во время обыска в доме судьи была изъята крупная сумма денег. Об их происхождении тоже говорить пока рано.

Как удалось выяснить нашему корреспонденту, наличные в дом Габдуллина принес человек, которого отправила туда юридический представитель карагандинской строительной компании “Оливия” Елена КАНТЕР-СКРИПКИНА. Это довольно известная в городе фирма, которая участвует в возведении жилья по госпрограммам. Ну и в судах по различным хозяйственным спорам предприятие тоже засветилось не раз, что отражено в судебной базе данных. Впрочем, тему разбирательств затронем чуть ниже. А пока вернемся к обстоятельствам громкого задержания.

Практически следом за визитером с деньгами в жилище судьи вошли сотрудники антикора. Супруга служителя Фемиды успела выбросить пачку купюр в форточку, однако какая-то их часть у нее все же осталась. К слову, банкноты не были мечеными, ведь обычно светящийся порошок на них наносят после поступления заявления от честного гражданина, желающего разоблачить какого-нибудь коррупционера. А тут ничего подобного не было. Чистейшая оперативная работа с использованием негласных следственных действий.

Некоторые СМИ выдвинули предположение, что вознаграждение предназначалось за вынесение нужного решения в пользу строительной фирмы. Однако здесь-то интересный подвох и закрался. Во-первых, Ержан Мадярович на момент задержания временно не вершил правосудия, так как находился на больничном. И, во-вторых, в этом году он не вел дел с участием “Оливии”. Зато три иска, где фигурирует эта компания, находятся на рассмотрении у его сослуживцев. Два процесса по заявлениям госорганов только-только начались. А вот в третьем, что тянется с прошлого года и рассматривается судьей Ерболом МАЙПАСОВЫМ, речь идет об иске субподрядчика “Оливии”, который требует признать действительными акты выполненных работ на одном из объектов.

В свою очередь оппоненты выдвинули встречные претензии о взыскании с субподрядчика в пользу “Оливии” долга в размере 48,2 млн тенге. Неужели Габдуллин играл посредническую роль в этой истории? Есть еще вариант с другим разбирательством, где юридические интересы еще одной строительной компании Atlant Building KZ тоже представляла Кантер-Скрипкина. Там цена вопроса, включая набежавшую пеню, составляет 94 миллиона тенге. Как бы то ни было, но Майпасову уже присвоили статус свидетеля с правом на защиту.

Поэтому пока совершенно непонятно, куда выведет дальнейшее расследование этой истории. Все зависит от того, какими доказательствами оперируют сыщики. Может, неопровержимыми уликами станут записи телефонных переговоров или переписки в мессенджерах или кто-то из фигурантов даст правдивые показания?..

Как бы то ни было, нужно понимать, что под подозрение угодили не безграмотные простолюдины, а профессиональные юристы. И наверняка у них уже выстроилась своя линия защиты. Например, они могут воспользоваться самой популярной отговоркой коррупционеров и сказать, что брали деньги взаймы или возвращали долг. А вдруг все на самом деле так и было? Если же такая версия не пройдет, то Габдуллин, возможно, “загрузится” по полной сам. Зачем ему отягчающий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору? А так, глядишь, и взятку в менее суровую статью переквалифицируют. Например, мошенничество.

В общем, будем ждать развития дальнейших событий. А напоследок хочется упомянуть еще один занятный аспект. Когда грянул скандал, должность председателя карагандинского СМЭС считалась вакантной. Исполнять обязанности председателя назначили судью Гульмиру БУЕБАЕВУ. По стечению обстоятельств в этот же период временным главой с приставкой и. о. Карагандинского областного суда был Шахатбек АБДИРОВ, поскольку его шеф Нурсерик ШАРИПОВ отправился в отпуск. Это мы к тому, что вряд ли кто-то из местного судебного руководства подаст в отставку или хотя бы понесет дисциплинарную ответственность за возможные проделки подчиненного.

Ирина МОСКОВКА, фото с сайта СМЭС и телеграм-канала Yedilov online, Караганда

Поделиться
Класснуть