Новые обстоятельства
На днях специализированный межрайонный экономический суд Алматы вынес решение, которое может стать основанием для пересмотра приговора по делу экс-главы ЕНПФ Руслана ЕРДЕНАЕВА.
Напомним, в апреле 2018 года суд по уголовным делам вынес приговор по делу о растрате средств ЕНПФ. Председатель правления фонда Руслан Ерденаев получил 12 лет лишения свободы, его заместитель Дабыр МЕДЕТБЕКОВ - 11 лет, экс-начальник управления департамента рисков ЕНПФ Муса БАХТОВ - 7 лет, учредитель ТОО “Бузгул Аурум” Бахытжан КЕНЖЕБАЕВ - 8 лет, директор “Бузгул Аурум” Азат НАЙЗАГАРИН - 7 лет. Заместитель директора ТОО “МегаТрансАзия” Талгас ТУРТАЕВ, который, по версии следствия, выступал посредником при передаче взяток руководству ЕНПФ, был приговорен к одному году лишения свободы, но в связи с амнистией освобожден от наказания (см. “Дюжина за взятку”, “Время” от 19.4.2018 г.).
При этом изначально с заявлением о растрате денежных средств ЕНПФ в полицию обратился сам Руслан Ерденаев, который в ходе следствия стал главным подозреваемым: он дал признательные показания, но затем отказался от своих слов, заявив, что сделал это по совету своих недобросовестных адвокатов. А дело обстояло следующим образом.
В 2016 году ЕНПФ приобрел на Казахстанской фондовой бирже облигации золотодобывающей компании “Бузгул Аурум” на пять миллиардов тенге. При этом, по версии следствия, департамент рисков ЕНПФ был против заключения сделки, но поскольку руководство фонда получило за положительное решение солидные взятки, она все-таки состоялась. Вырученные деньги “Бузгул Аурум” положил на депозит в Asia Credit Bank, а затем учредитель компании Бахытжан Кенжебаев предоставил их в качестве залога при получении кредита на сумму 4,96 миллиарда тенге в этом же банке.
А спустя несколько месяцев представители ЕНПФ и “Бузгул Аурум” договорились, что компания выкупит свои облигации. Но этого не произошло, так как у Кенжебаева образовалась просрочка по ежемесячным платежам по кредиту, которую он погасил лишь частично. В связи с этим банк обратил взыскание на заклад, то есть на те самые пять миллиардов тенге, что были получены за облигации компании. Именно это обстоятельство и послужило основанием для возбуждения уголовного дела по факту растраты денежных средств фонда.
В 2020 году ЕНПФ обратился в специализированный межрайонный экономический суд Алматы с иском о признании незаконными действий Asia Credit Bank по списанию залоговых пяти миллиардов тенге со счета “Бузгул Аурум”. По мнению фонда, этим были затронуты его права и интересы, поскольку руководство “Бузгул Аурум” не имеет других денег или имущества и, соответственно, не может возместить причиненный ЕНПФ ущерб.
В своем исковом заявлении ЕНПФ пишет, что уже после вынесения приговора Национальный банк провел проверку в Asia Credit Bank и пришел к выводу, что действия банка по списанию средств являются неправомерными. В частности, пять миллиардов хранились на счету хранения денег, принятых в качестве обеспечения обязательств клиента, который, согласно типовому плану, не является банковским счетом. А взыскание производится только с банковских счетов клиента, поэтому списание со счета хранения неправомерно.
Бахытжан Кенжебаев, добровольно погасивший часть ущерба ЕНПФ на сумму порядка 860 миллионов тенге, участвовал в процессе в качестве третьего лица (он освободился условно-досрочно). В своем отзыве на исковое заявление фонда он сообщил, что по закону для досрочного взыскания задолженности с заемщика просрочка должна составлять 40 дней. В его же случае между выходом на просрочку и списанием денег прошло всего 10 дней - банк считает, что имел право потребовать досрочно погасить заем, так как в отношении Кенжебаева было возбуждено уголовное дело.
Однако в договоре залога было сказано, что такое требование возможно лишь в случае вовлечения заемщика в судебный процесс. В данном же случае имел место не судебный процесс, а досудебное расследование. Кроме того, неоплаченной оставалась не сумма вознаграждения банку, а пеня за просрочку. И банк мог списать ее со счета Кенжебаева, где лежало более 800 миллионов тенге, а не обращать взыскание на заклад.
Asia Credit Bank в свою очередь заявлял, что списание было произведено абсолютно законно, а ЕНПФ злоупотребляет своими правами, нарушая права банка, отнимая у него время и деньги, необходимые на оплату услуг адвоката. Банк также сослался на вынесенные ранее решения судов, “опровергающие каким-либо образом вину банка по списанию денежных средств заклада в размере 5 миллиардов тенге в счет погашения обязательств Кенжебаева Б. С., и тем самым доказывающие правомерность таких действий АО AsiaCredit Bank”.
В итоге 15 декабря СМЭС удовлетворил исковые требования ЕНПФ, признав действия Asia Credit Bank по списанию пяти миллиардов тенге незаконными.
- Если решение вступит в законную силу, мы будем писать в банк, чтобы они восстановили сумму депозита и кредита, - говорит юрист Евгений ПРИЦКЕР, представляющий интересы Бахытжана Кенжебаева. - И за прошедшие годы они должны будут начислить вознаграждение по депозиту - это около четырех миллиардов тенге. А вознаграждение банка по кредиту начисляться не будет, потому что Кенжебаев на протяжении этих лет указанными деньгами не пользовался. Таким образом банк должен будет сделать зачет встречных требований по договору заклада, а сумма вознаграждения по депозиту в четыре миллиарда отправится в ЕНПФ. Соответственно, задолженность фонду будет полностью погашена. Плюс мы будем требовать отмены приговора по новым основаниям, потому что основанием для возбуждения уголовного дела был факт списания денег.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы